Найти в Дзене
Фотоальбом +

Три загадки "Хождения за три моря"

"А Русь Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!" Афанасий Никитин. В Твери , на левом берегу Волги, стоит единственный в мире памятник сыну земледельца пятнадцатого века. Ему же посвящены строки в Википедии - "Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты". Сын крестьянина написал книгу "Хождения за три моря" используя четыре языка - русский, персидский, тюркский, арабский. Такое знание языков говорит о том, что в 1466 году тверской купец имел статус Гостя и ездил с товарами в заморские страны. Крестьянский сын, описывая статую бога Шивы, пишет "аки Устенеянъ царь Цареградскый". Это значит, что он лично видел колонну Юстиниана в Константинополе. "В Первоти торгу у бутханы 5 дни. А бутхана (дом идола) же велми велика есть, с пол-Твери. В бутхане же бут (статуя Шивы) вырезан ис камени ис чернаго, велми великъ, да руку правую поднялъ высоко да простеръ ее, аки
"А Русь Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!"

Афанасий Никитин.

Памятник Афанасию Никтину в Твери, российско-индийский мотопробег имени Афанасия Никтина https://russinfo.in/blog/wp-content
Памятник Афанасию Никтину в Твери, российско-индийский мотопробег имени Афанасия Никтина https://russinfo.in/blog/wp-content

В Твери , на левом берегу Волги, стоит единственный в мире памятник сыну земледельца пятнадцатого века. Ему же посвящены строки в Википедии - "Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты".

50-метровая колонна, посвящённая императору Юстиниану I (527-565). Разрушена османами в шестнадцатом веке https://avatars.dzeninfra.ru
50-метровая колонна, посвящённая императору Юстиниану I (527-565). Разрушена османами в шестнадцатом веке https://avatars.dzeninfra.ru

Сын крестьянина написал книгу "Хождения за три моря" используя четыре языка - русский, персидский, тюркский, арабский. Такое знание языков говорит о том, что в 1466 году тверской купец имел статус Гостя и ездил с товарами в заморские страны. Крестьянский сын, описывая статую бога Шивы, пишет "аки Устенеянъ царь Цареградскый". Это значит, что он лично видел колонну Юстиниана в Константинополе.

"В Первоти торгу у бутханы 5 дни. А бутхана (дом идола) же велми велика есть, с пол-Твери. В бутхане же бут (статуя Шивы) вырезан ис камени ис чернаго, велми великъ, да руку правую поднялъ высоко да простеръ ее, аки Устенеянъ царь Цареградскый".

В мае 1453 года турки захватили Константинополь и Никитин решил попытать счастье в Индии. Вместе с ним отправились в путь шесть тверских купцов и шесть московских.

"Поидох от Спаса святаго златоверхаго и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго и от владыкы Геннадия Тверскаго, и Бориса Захарьича".

В Нижнем Новгороде тверичи дождались московских купцов и с караваном Хасан-бека, посла из Ширвана, продолжили путь на юг.

За две недели до них Нижний Новгород прошёл Василий Папин. Он вёз в Шемаху подарки от Ивана Третьего. Василий Папин дошёл до места благополучно, а вот караван Афанасия Никитина под Астраханью ограбили ногайские татары.

"И пошли есмя в Дербенть, заплакавши, двема суды: в одном судне посол Асанбег, да тезикы (персидские купцы), да русаков нас десеть головами; а в другом судне 6 москвич, да шесть тверич, да коровы, да кормъ нашь".

До Батыева нашествия персы были частыми гостями в Москве. Во время правления Ивана Третьего торговля начала возрождаться вновь. Персидские купцы давно торговали на индийских рынках, наверное, это их рассказы про богатую Индию подтолкнули русских купцов на путешествие.

"Мене залгали псы бесермены, а сказывали много нашего товара, ано нет ничего на нашу землю..." напишет потом Афанасий Никитин.

Путешествие не задалось с самого начала. Сначала ограбили под Астраханью, а потом караван попал в шторм под Тарками. Второе судно вынесло на мель. Пришли кайтаки и товар забрали, и купцов в плен увели.

Три загадки "Хождения за три моря"

Посол ширваншаха Хасан-бек ездил к Булат-беку просить за русских пленников.

1- Вот тут и кроется первая загадка - если это простой торговый караван, то почему ему помогли такие высокопоставленные лица. Посол Ивана Третьего Василий Папин пошёл вместе с Афанасием Никитиным к Хасан-беку и тот договорился, чтобы русских купцов отпустили. Видимо аргументы, приведённые послами, были очень вескими.

После всех злоключений пленных удалось освободить, а вот товар не вернули.

"И мы, заплакавъ, да розошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошелъ на Русь; а кой должен, а тот пошел куды его очи понесли. А иные осталися в Шамахее, а иные пошли роботать к Баке.
А я пошел в Дербент."

Афанасий Никитин написал "а кой должен, а тот пошел куды его очи понесли". Когда читаешь эти строчки можно подумать, что он взял товар в долг и отдать ему не чем.  А может он говорит про другой долг? 

Про обещание дойти до Индии и убедиться правду ли рассказывали персидские купцы о богатствах этой страны.  Шесть лет путешествовал тверской купец. Я думаю, что это было не дешёвое удовольствие.

Гранитная стелла в Реваанде в честь русского путешественника http://4.bp.blogspot.com
Гранитная стелла в Реваанде в честь русского путешественника http://4.bp.blogspot.com

2 - Вторая загадка "Хождения..." заключается в истории, которая случилась с Афанасием Никитиным в Чунере.

"А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»

Тысяча золотых очень большая сумма. Пленники в Индии стоили дёшево.

"Продавали полону голову по 10 тенекъ, а иную по 5 тенекъ, а робята по 2 тенькы." (теньга серебряная монета)

Тысяча золотых - это больше похоже на выкуп. Вряд ли белый пленник мог столько стоить. Афанасию Никитину дали всего четыре дня, чтобы сделать выбор - или вера, или свобода.

Купец пишет, что на Спасов день случилось чудо. Приехал "хозяйочи Махмет хоросанец" и Афанасий бил ему челом. Его отпустили и даже вернули жеребца. Вот откуда у тверского купца такие влиятельные знакомые в Индии.

У венецианского купца Никколо Конти (1395-1469) таких заступников не оказалось и ему пришлось сменить веру.

После этого случая Афанасий Никитин продал своего жеребца, с которым год ходил с рынка на рынок и стал представляться бессерменским именем - ходжа Юсуф Хорасани. Был купцом стал паломником.

3 - А вот и третья загадка - пошёл купец в Индию "от большой беды и с голой головой", а тем не менее коня год содержал, сам жил-поживал. Кроме коня ни чего не продал и не купил, а "жить дорого - полутретья алтына на харчу идёт на день". Интересно на какие такие доходы жил путешественник в чужой стране.

"В пятый же Велик день възмыслих ся на Русь. Господи боже мой! На тя уповах, спасти мя, господи! Пути не знаю, иже камо пойду из Гундустана".

На пути домой Афанасий Никитин сначала попал в шторм и бушующее море мотало корабли целый месяц пока не прибило к берегам Африки.

"В той земле Эфиопской были мы пять дней. Божией милостью зла не случилось. Много раздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили"

Потом был долгий путь по охваченной войной Персии. Узун Хасан-бек в это время воевал с турецким султаном, поэтому турки очень не ласково встретили купца в Трапизоне. Начальник охраны города и наместник султана очень тщательно обыскали путешественника.

"Хлам мой весь к себе възнесли в город на гору, да обыскали все - что мелочь добренкая, ини выграбили все. "

Чудом сохранились тетради с записями.

Феодосия http://vbakanov.ru
Феодосия http://vbakanov.ru

Вдоль южных берегов Крыма Афанасий Никитин прошёл под защитой генуэзских крепостей. 14 ноября 1475 года он ступил на землю Кафы. Историки считают, что именно здесь он закончил "Хождения...".

В апреле 1476 года Афанасий Никитин покинул Кафу вместе с московскими купцами Гриди Жук и Степаном Дмитриевым. Тверской купец вёз домой единственную драгоценность - тетради. Это настоящий путеводитель для будущих путешественников в котором рассказано даже про погоду.

"В Индостане сильного зноя нет; сильный зной в Ормузе да в Бахрейне, где родится жемчуг, да в Баку, да в Египте, да в Арабстане. В Вавилоне (Багдаде) знойно, то же в Дамаске. А в Грузинской земле на все большое обилие. И Турецкая земля очень обильна. Обильна всем и Подольская земля."
Маршрут путешествия Афанасия Никитина в 1468-1475 гг. https://sitekid.ru
Маршрут путешествия Афанасия Никитина в 1468-1475 гг. https://sitekid.ru

Афанасий Никитин выполнил свой долг. В своих тетрадях он подробно описал путь в Индию и обратно, цены на товары и пошлины. И ещё он пишет, что главная проблема для русских купцов - это сохранить веру.

"Ино, братие рустии християня, кто хощет пойти в Ындейскую землю, и ты остави веру свою на Руси, да воскликнув Махмета да пойти в Гундустанскую землю"
Памятник Афанасию Никитину в Твери https://sun9-14.userapi.com
Памятник Афанасию Никитину в Твери https://sun9-14.userapi.com

Когда я смотрю на памятник мне кажется, что Афанасий Никитин сделает ещё один шаг и сойдёт на берег. Всего шаг и дома. Но судьба распорядилась иначе - Афанасий Никитин умер не дойдя до Смоленска. Московские купцы "из его рук взяли те тетради", привезли их в Москву и передали Василию Мамыреву, дьяку Ивана Третьего. Стоит Афанасий сын Микитич и смотрит как Волга несёт свои воды в Каспийское море. 

Мне очень жаль, что он не написал книгу о тверском княжестве и о своих современниках. Он прекрасный рассказчик. Стоит немного включить воображение и сразу окажешься в средневековой Индии. Учёные в Индии считают "Хождения за три моря" историческим документом, а не художественным произведением.

"В Бидаре Великом, в бесерменской Индии, в Великую ночь на Великий день (апрель 1471) смотрел я, как Волосыны да Кола (Плеяды и Орион) в зорю вошли, а Лось (Большая Медведица ) головою стояла на восток".

Оказывается, славяне называли Большую медведицу - "Лось".

Карамзин нашёл рассказы о путешествии в летописи Троице-Сергиева монастыря и включил некоторые из них в "Историю государства Российского".