Глава 1. Бог хвалит Иова, но Сатана предлагает на спор проверить праведника на вшивость, на что Бог ведётся, и Сатана насылает на Иова беды, включая смерть его детей под обломками дома.
Глава 2. Сатана продолжает веселиться, и Иов заболевает чем-то вроде проказы. Иов с женой сидят «в гноище на пепелище». Убить жену Сатана, кажется, забыл или просто не нашёл нужным, так как её смерть, по-видимому, не входит в категорию бед, которые могут обрушиться на мужчину.
Их приходят утешать трое друзей (Елифаз, Вилдад и Софар), и они сидят молча семь суток, как это требуют обычаи и приличия, между прочим, на похоронах.
Глава 3. Иов проклинает момент своего рождения.
Циклы речей друзей и ответы Иова
Главы 4 – 14. Цикл 1
Елифаз убеждает Иова смириться и что каждый праведник получит награду, что человек не может быть уверен в своей праведности, и потому не может ставить под сомнение справедливость божьих кар.
Иов говорит, что не грешил и просит предъявить его грехи, если таковые имеются.
Вилдад говорит, что не стоит ставить под сомнение божественную справедливость и что нужно и дальше «продолжать уповать».
Иов ломается – он уже не настаивает на своей невинности и допускает, что человеку могут быть непонятны критерии правды божьей, в связи с чем просит Бога объяснить его прегрешения.
Софар не оригинален – он предполагает, что Иов попросту забыл свои старые грехи и просит его покаяться.
Иов признает мудрость Бога, но говорит, что ему не понятно, как её постигнуть и опять обращается к Богу с просьбой объяснить жестокость в отношении себя: он, дескать, не сомневается в справедливости Бога, но хочет понять, за что тот обрушил на него страдания.
Главы 15 – 21. Цикл 2
Елифаз, «ни на что не намекая», советует Иову задуматься над судьбой нечестивых.
Иов, которого, судя по всему, это начинает бесить, называет друзей «жалкими утешителями» и упрекает их в жестокости. При этом он понимает, что только Бог может знать, что он безгрешен, а друзья не верят в его невиновность и не понимают, что на этот раз страдания выпали на долю невиновного.
Вилдад продолжает гнуть своё – он снова утверждает, что Бог наказывает исключительно виновных и упрекает Иова в неправедном гневе и в попытках ложно истолковать свои несчастья.
Иов, кажется, хочет вызвать в друзьях элементарные сочувствие и понимание: он рисует картину своих страданий, рассказывает о своей обиде и в очередной раз просит поверить в его невиновность. Однако, очевидно, чувствуя бесполезность своих попыток достучаться о друзей, он вновь обращается к Богу со словами, полными веры в наступление дня, когда Бог будет судить и оправдает его.
Софар же говорит о том, что божий суд уже случился, и что Иов несёт наказание за свои грехи.
Иов, отчаявшись и смертельно устав, прибегает к «тому самому» аргументу, что не всегда людям удается понять замысел Господа.
Главы 22 – 26. Цикл 3
Елизар утверждает, что Бог награждает праведников и наказывает грешников – третьего не дано, и раз беды ниспосланы Иову, значит он их заслужил, а сами беды – и есть доказательство греховности… конечно, в очередной раз призывает к покаянию.
Иов больше не ищет поддержки у друзей и теперь уповает только на Бога, замечая как бы «между прочим», что грешники часто избегают наказания за проступки свои.
Главы 27 – 31. Речи Иова
Главу 28 называют «Поэмой о премудрости», так как в ней утверждается, что премудрость – самое большое богатство человека.
Иов вспоминает прошлое и утраченное счастье, продолжает размышлять над своим положением и не находит ему объяснения, перечисляет возможные грехи и клянется, что никогда их не совершал, взывает к Богу о справедливости.
Главы 32 – 37. Гнев Елиуя
В главе 32 неожиданно появляется новый персонаж истории – Елиуй. Позже он также внезапно исчезает. Скорее всего, главы с участием Елиуя, стиль которых отличается от всей книги – поздняя вставка (но это не очень важно).
Елиуй оправдывает свое долгое молчание молодыми годами, раньше робел, дескать, вступать в беседу старших, но «накипело». Впрочем ничего особенно нового он не сообщает, а говорит, что Иов не может понять замысел Бога, который с помощью страданий вразумляет его. Елиуй также упрекает «старших товарищей» в том, что они, якобы, не смогли защитить Бога от обвинений в несправедливости.
Главы 38 – 41. Ответ Господа Иову
Наконец-то Бог заговорил с Иовом. Конечно, он делает это из бури, но, вообще-то, ничего нового не говорит, а лишь утверждает, что превосходит человеческое понимание, что человек (и, в частности, Иов) не может объяснить его решения и действия или судить о божьем правосудии. При этом слова Бога можно назвать обескураживающими. Он не отвечает на вопросы Иова, а несёт какую-то чушь, например:
«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его».
Или риторически спрашивает:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?».
Или даже:
«Знаешь ли ты время рождения серн? Видел ли ты, как рожают детенышей лани? Считаешь ли, сколько месяцев они носят плод? Знаешь ли время их родов?».
Фактически Бог давит Иова своим величием, рассказывая о том, какой сложный и прекрасный мир он создал и как много у него, Творца, дел в этом мире. «Вас много, а я – один», – говорит Бог. Он, кажется, хочет сказать Иову: «Ты – тварь, так как сотворён мной, как и какой-нибудь вирус, а мне нужно позаботиться о каждом из вас».
Затем Господь в гневе обращается к друзьям Иова, упрекая их в попытке дать свое объяснение воли господней и обвинениях Иова. Это, пожалуй, мне нравится: то есть, правдивое отчаяние и непонимание верующего – это хорошо, а любые попытки хоть как-то объяснить зло – плохи, так как в устах людей всегда являются жалкими и пошлыми. Даже если они дают приблизительно такие же объяснения, как и сам Бог (о «неисповедимости путей»).
Глава 42. Всё заканчивается хорошо: Бог возмещает все потери Иова и возвращает ему семь сыновей и трёх дочерей, а также дарует долгую жизнь.
P.S. Мне показалось, что «протест» Иова, о котором приходится иногда слышать, сильно преувеличен. Самые «сильные» слова Иова, обращённые к Богу, являются мольбами: «Отведи от меня взор, дай сглотнуть мне слюну» или «отведи от меня Свою руку, и пусть ужас Твой меня не терзает!»…
ВАРИАНТ КАРТИНОК 1:
https://zai-chen-ko.livejournal.com/154034.html
ВАРИАНТ КАРТИНОК 2:
https://zai-chen-ko.livejournal.com/154319.html
…а вот почему я об этом пишу:
https://zai-chen-ko.livejournal.com/129086.html
https://dzen.ru/suite/e6e01398-976c-4ad8-8475-c2da6346cfec