Представители Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Арсенал), – может быть, не самые частые гости в Сепе, но всегда дорогие. И не только потому, что многие годы нас связывают тесные партнерские отношения с нижегородскими коллегами из центра современного искусства, но и от того, как они искренне радуются увиденному, порой по-детски восхищаются многими событиями и вещами, которые нам уже кажутся привычными. Вот Дарья Ткачева, начальник отдела выставочных проектов, впервые побывала в сепских краях этим летом, когда здесь бурлила и кипела жизнь одной из наших арт-резиденций. А сейчас приехала в январе и увидела Сеп заснеженным и умиротворенным.
– Зимой Сеп – как книжка-раскраска с секретами, – таков ее художественный взгляд на зимнюю деревню. – Округлые холмы, сугробы… А что внутри – мы не видим. Многое скрыто. Получается более медитативное пространство тишины, белого шума… Совсем другое настроение. Летом же, когда все это видно, когда другие краски, запахи – иная жизнь. В городе это тоже есть, но город все-таки не настолько зависит от смены времен года, как деревня.
Но, конечно, Дарья Ткачева и ее коллега Елена Белова, заместитель заведующего Волго-Вятским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Арсенал), приехали в Сеп не только за лирикой и красотой. Цель их визита деловая и конкретная – подготовка к выставке по итогам проекта Sep Community, которая состоится в конце этого года в Арсенале. Как художественно, увлекательно и правдиво рассказать о том, что происходит в небольшой удмуртской деревне, языком современного искусства? Что это будет – выставка-путешествие, выставка-открытие, выставка-загадка? Пока мы можем лишь домысливать. Все находится в стадии обсуждения, построения концепции, отбора материала для выставки. Этим и занимались наши гости в течение нескольких дней вместе с Александром Юминовым и сепскими партнерами, изучая деревню, гуляя по маршрутам Секретной карты, рассматривая выставки «Сепские былички» и «Семейный альбом», беседуя с местными жителями…
– Выставка в итоге должна быть и про деревню Сеп как некий культурный феномен: что дал проект, который здесь состоялся, самим жителям, что он может дать тем, кто захочет приехать сюда, – считает Дарья Ткачева. – В итоге у нас появилась общая концепция – выставка как путешествие. У нас все осложняется тем, что мы рассказываем об этом проекте, этом месте и людях, которые все это делают, не где-то рядом с ними, в Ижевске и Удмуртии, а в Нижнем Новгороде, в Арсенале, центре современного искусства, филиале Пушкинского музея. И эта дистанция накладывает свой отпечаток во всех смыслах. Получается, нам надо найти такой формат, образ, способ донесения материала, чтобы люди могли увидеть что-то новое, почувствовать, что такого особенного в этой деревне, понять, как можно работать с деревенским сообществом, чтобы это привело к такому результату. Как это может повлиять на жизнь других деревень, что это может дать для восприятия сельской жизни или для нового краеведения? У нас должна получиться многоплановая история, разноуровневая выставка, рассчитанная на разного зрителя и различные способы восприятия. И для того, кто просто забежал на нее, увиденное должно быть зрелищно и увлекательно. И для тех, кто захочет узнать больше, познакомиться с архивными материалами, она тоже должна информативной. Так что наша задача сейчас, в процессе подготовки выставки, – собрать все это и сложить в единый паззл, который будет максимально открываться, подобно шкатулке с драгоценностями. Тем более мы всегда стараемся сделать так, чтобы на выставку было интересно прийти не один раз, чтобы с каждым посещением она открывала зрителю что-то новое.
– Есть задачи выставки, которые мы могли бы адресовать профессиональной аудитории, так или иначе связанной с культурной сферой. К примеру, как можно творчески работать с современной историей и памятью территории, разнообразными сообществами, искусством и так далее, – говорит Елена Белова. – Но, конечно, есть и другой зритель – не только любитель искусства или профессионал. Возникает вопрос, как сделать повествование в музейной экспозиции интересным и для широкой аудитории? Рассказчиками у нас могут стать жители деревни. Голоса деревни Сеп с личными историями – это очень здорово! Мы сегодня прошли одним маршрутом «Секретной карты» деревни Сеп, поднимались на гору Ӝужытвыр вместе с Егором Лекомцевым. Совсем другое ощущение от места, когда у тебя есть экскурсовод, проводник в мир, который отличается по мелодичному звучанию названий улиц и по языку. Мы как путешественники послушали аудиогид, послушали Егора – и действительно, вовлекает очень сильно. Появилось ощущение, что все начинает говорить. Внешнее безмолвие приобретает другое измерение.
– Елена Александровна, вы в Сепе впервые. Каковы ваши впечатления и ощущения от увиденного и услышанного в целом?
– Я наблюдаю за историей Сепа продолжительное время, но издали. И наконец-то появилась возможность приехать! В Сепе у меня самое сильное потрясение от того, насколько вовлечены в культурное производство сами жители деревни. Видно, что все проекты действительно сделаны совместно, и наши коллеги, Александр Юминов и Ольга Юминова, просто подсказали отдельные подходы и возможности современных социально-культурных практик. Все так увлечены именно творческими и исследовательскими процессами, даже кажется, что повседневная жизнь деревни, которая связана с разной деятельностью, – и с хозяйством, и с работой, – уходит на второй план. Может быть, отчасти потому, что здесь очень сильна народная песенная культура? И, что еще интересно, здесь начинаешь больше задумываться о себе, о своих корнях. Вот люди здесь, в Сепе, знают все про свою семью, про фольклорные традиции и так далее. А все мои родственники и предки – городские, уже не в первом поколении живут в городе. Но ведь изначально они тоже пришли в город из сельской местности, и, значит, мои корни лежат тоже где-то там, за пределами города…
Текст – Светлана Мальцева.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
#SepCommunity #ArtSep #Сеп #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #эффективнаяфилантропия #НКО