Найти тему
Драга.Лайф

В России легализуют частные военные компании: как наемников из «Вагнера» хотят уравнять с вооруженными силам

Оглавление

Вопрос легализации ЧВК в России лежит несколько глубже, чем просто принятие какого-либо очередного закона Госдумой.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

На фоне обостряющейся конфронтации между Россией и Западом, ЧВК готовы расширить свою роль в качестве инструмента российской политики на Украине, в и других горячих точках. Их относительно низкая стоимость делает их еще более привлекательным военизированным инструментом в эпоху, когда ресурсы сократились из-за экономических последствий санкций и пандемии в прошлые два года.

Самой известной российской ЧВК «Вагнер» руководит Евгений Пригожин. Вагнер впервые установил свою репутацию и полезность, как тайная боевая сила в Украине, а также получил известность в сирийской гражданской войне и в действиях в Африке. Полагаясь на ЧВК, российская власть могла бы сохранить военные расходы на более низком уровне. Любые данные о потерях персонала могут быть закрыты непубликацией частных контрактов или даже гостайной (которая стала столь популярна в последние годы в России). ЧВК Пригожина на сегодняшний день является самой заметной российской ЧВК и той, к которой обращаются чаще всего.

Сами же ЧВК в России вне закона, и попытки их легализации предпринимались давно, и безуспешно. Аргументировалось это тем, что их деятельность ведется за пределами России, и значит российское законодательство их деятельность не регулирует. А регулировать должны те страны, где ЧВК присутствует.

В январе 2023 года председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов вновь поднял тему легализации частных военных компаний. Он сказал, что с его точки зрения, бойцы ЧВК герои, а герое надо легализовывать. Тогда же зазвучали голоса других официальных лиц о том, что следует пойти дальше, и ввести преференции наемниках из частных военных компаний аналогичными военнослужащим РФ, со всеми преференциями и льготами. Героями их назвал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Сейчас, наемники из ЧВК, это люди, которые добровольно подписали контракт с этой самой компанией, и получают за это зарплату. Внутри такой компании существует собственный Устав и правила, которые порй могут быть далеки от воинского Устава вооруженных сил РФ. Как правило, возраст таких наемников от 24 до 50 лет, но может быть и старше, при условии уникальной специализации или навыков. Также там свои критерии отбора. В том числе, по физической подготовке.

Володин, помоги!

Отношение в обществе к военным наемникам весьма неоднозначное. И большую роль в этом сыграла вербовка в ряды ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным заключенных, которым обещали помилование, в случае, если выживут в зоне СВО на Украине 6 месяцев. Проблема вышла в публичное пространство особо остро, когда стали приходить известия, что многие региональные власти отказываются хоронить таких «вагнеровцев», что в целом логично – они не являются военнослужащими российской армии. Они – наемные бойцы для частной военной компании, со всеми вытекающими последствиями. К тому, же многие, как выяснилось, сидели по тяжелым статьям с большими сроками, и героизировать их никому не хочется. Хоронить их должны родственники, на общих основаниях.

Тем не менее, руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин обратился с спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой как-то повлиять на тех кто «дискредитирует» вагнеровцев из числа бывших заключенных, публикую сведения о статьях, по которым те отбывали наказание и о преступлениях, которые совершили. Володин тут же дал поручение главам комитетов по обороне и безопасности, проработать вопрос о внесении изменений в УК РФ.
Пока остается неясным, будут ли привлекаться в этом случае сами суды, которые в открытом доступе публикуют информацию о проходящих делах и вынесенных приговорах этим самым «будущим вагнеровцам».

ЧВК, выйти из тени!

Вопрос легализации ЧВК в России лежит несколько глубже, чем просто принятие какого-либо очередного закона Госдумой. Это больше вопрос разделения, или даже отделения, частного бизнеса (коим по факту является любая ЧВК) и государственной монополией. Это два разных полюса, казалось бы, одного вопроса. Нельзя быть «немножечко наемным». Частная военная компания, в принципе, не может пересекаться ни по структуре управления, ни по самой форме с государственным аппаратом. Власть может нанять (!) частную военную компанию, но тогда да- встает вопрос конституционности такого шага. Если же ЧВК легализуют, то это может выглядеть? Это же закрытая частная структура сама в себе.

С другой стороны, весь тот ажиотаж, и налет военной романтики, который активно создают вокруг той же ЧВК «Вагнер», говорит о том, что надо как-то решать вопрос. В ту или иную сторону, поскольку в данный момент получается какая-то юридическая коллизия – на территории России им нельзя вести боевые действия, а они рапортуют о взятии под свой военный контроль Соледара на территории ДНР, которая вошла в состав РФ.

Другой важный вопрос, который неизбежно встает, при условии легализации ЧВК – как изменится структура подчинения внутри самой ЧВК, в этом случае. Ведь, раз происходит уравнивание в правах с военнослужащими РФ, значит и подчинятся наемники должны Генштабы и Минобороны РФ, по крайней мере на период совместных боевых действий.

С другой стороны, мнение о возможной легализации, довольно четко изложил сам Евгений Пригожин. О заявил, что не видит острой необходимости в легализации ЧВК в России.

Источник: Курьер.Среда