Найти тему
Docendo discimus

Чернокожий солдат Русской императорской армии

Сегодня в России чернокожие не являются большой редкостью, во всяком случае в крупных городах. Всё же отсутствие у Российской империи полноценных колоний повлияло на то, что в нашей стране преобладают европеоиды. Однако сто лет назад, когда во всём мире существовали человеческие зоопарки, а чернокожие были большой диковиной в наших широтах, в составе Русской императорской армии воевал Марсель Пля.

Марсель Франсуа Гийом Пля родился в Париже, и имел ярко выраженную внешность полинезийца. В 1907 году, когда ему было 17 лет, он переехал со своей матерью в Россию, где она стала няней в купеческой семье. Сам же Марсель устроился на Русско-Балтийский вагонный завод, где собирал первые отечественные автомобили «Руссо-Балты». Через время он получил водительские права – большая редкость по тем временам.

Фотография Марселя Пля в 1911 году на Руссо-Балтийском вагонном заводе
Фотография Марселя Пля в 1911 году на Руссо-Балтийском вагонном заводе

В 1914 году началась Первая Мировая война, и Марсель Пля записался добровольцем на фронт. В связи с наличием водительских прав, Марсель Манигович Пла (как его называли на русский манер) служил в автомобильной роте. В 1915 году он был назначен мотористом в экипаж «Ильи Муромца» - первого в истории бомбардировщика. Поспособствовали этому прекрасные знания о моторах, полученные на заводе в довоенные годы.

Бомбардировщик "Илья Муромец"
Бомбардировщик "Илья Муромец"

В марте 1916 году Марсель Пля получил георгиевский крест. Во время полёта над вражеской территорией бомбардировщику перебило пулей трубку, которая охлаждала водой мотор. Марсель в полёте вылез из кабины на крыло (!), увидел, что поломку в воздухе никак не подчинить, а до аэродрома самолёт не дотянет. Тогда он заткнул пальцем отверстие, чтобы вода не вытекала, и так, на крыле, пролетел 70 минут, прежде чем самолёт благополучно приземлился.

Через месяц Марсель получил второго «Георгия». Командир его бомбардировщика получил ранение, а зенитным огнём было выведено из строя три мотора из четырёх. Вновь зацепившись за крыло, Марселю удалось починить один из моторов, благодаря чему самолёт смог приземлиться на аэродроме. Однако, повреждения были слишком значительные, а потому команда бомбардировщика была оставлена на земле, пока их самолёт проходил ремонт. По результатам этого полёта, Марсель Пля получил ещё один георгиевский крест, а также звание унтер-офицера. Через полгода о нём написали в журнале «Огонёк», тем самым прославив на всю Россию.

Фотография, сделанная для статьи в журнале "Огонёк", колоризованная энтузиастами
Фотография, сделанная для статьи в журнале "Огонёк", колоризованная энтузиастами

Однако, после революционных событий, Марсель решил вернуться во Францию. Там он поступил на службу во внутренние войска, а в 1919 году демобилизовался. После армии он поселился недалеко от Парижа, в городке Монруж, где до конца жизни проработал автомехаником. Умер он 19 августа 1951 года.

Та самая статья из «Огонька» сквозь столетия перенесла нам память об отважном лётчике. Чернокожий солдат русской армии, много и довольно хорошо говорящий на русском языке, добавляя к ним бранные словечки, не хуже солдат из числа носителей языка, запомнился не только колоритной внешностью, но и своими подвигами, совершёнными им во славу России.