Найти тему
Культурология для всех

Что на самом деле написано про диавола в Евангелии от Иоанна?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлых публикациях мы выяснили какую информацию о сатане и диаволе дает нам Ветхий завет и Евангелия от Матфея, Марка и Луки.

Нам осталось разобраться с последним из канонических Евангелий - от Иоанна. В его тексте тоже не очень много упоминаний о “сатане” и ему подобных.

Так в 6-ой главе Иоанн описывает слова Иисуса:

“не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас — диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати” [Иоанн 6:70-71].

Из данного текста можно сделать вывод, что диавол - конкретный человек? Или это образное выражение, а вместо Иуды действовал сатана?

В 8-ой главе Христос говорит евреям:

“Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи” [Иоанн 8:44].

Вот тут мы получаем более конкретную информацию. Во-первых, “диавол” - человекоубийца, хотя, в тот исторический период можно такую характеристику дать практически любому правителю, да и не только. Во-вторых, он - лжец и отец лжи. И тоже любой царедворец и многие правители того времени совсем не отличались честностью. В таком случае, Иисус мог говорить о некоем древнем предке евреев, тем более, что эти слова он говорит после их утверждения:

“отец наш есть Авраам” [Иоанн 8:39].

В 12-ой главе Иоанн называет некоего “князя мира”, но нет никаких указаний на то, что этот персонаж имеет какое-то отношение к “диаволу”:

“Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе” [Иоанн 12:31-32].

Две последних цитаты относятся к 13-ой главе:

“И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его” [Иоанн 13:2].

Отсюда мы можем сделать вывод, что все-таки Иуда - это не диавол, а предыдущее утверждение Иоанна было метафорой. Причем сначала диавол вкладывает в сердце Иуды предательство, а потом сам в него входит:

“И после сего куска вошел в него сатана” [Иоанн 13:27].

Ведь мы уже с вами выяснили из предыдущих текстов, что “сатана” и “диавол” - это одно и тоже.

Итак, что же у нас получилось в результате поиска на страницах Ветхого завета и Евангелий следов главного отрицательного персонажа:

1. Есть термины, которые можно считать синонимами: “сатана”, “диавол”, “искуситель”, “обвинитель”, “противник”, “лукавый”, “враг”, “веельзевул”. При этом, такого слова как “демон” в рассмотренных текстах нет.

2. Персонаж мог приходить к Богу и выполнять его задания.

3. Он князь бесов, которые именуются “нечистыми духами”, но в чем их нечистота и все ли они нечистые, неизвестно.

4. Дьяволу и его ангелам уготован, т.е. предназначен, огонь вечный, но для каких целей не понятно.

5. Сатана входит в Иуду, чтобы тот предал Иисуса.

Не кажется ли вам, что роль сатаны, как главного мирового зла несколько преувеличена? Можно ли его считать отрицательным персонажем, если всего “плохого”, что он сделал, это спровоцировал Иуду предать Христа, чем выполнил волю Бога и реализовал его план?

-2

Скудность представленной в канонических текстах информации, не дает нам возможности понять образ сатаны. Но можно, сделать некоторые предположения:

  1. К моменту написания Евангелий у евреев в иудаизме сложилось неканоническое учение о диаволе и бесах, возможно, заимствованное из других религиозных традиций, например, из зороастризма.
  2. Из текстов Евангелий непонятно как сатана действует, всегда по воле Бога или может иметь самостоятельную волю.
  3. Также неясно: когда диавол входит в человека, то человек действует по своей воле или исполняет чужую.

Причем если обратиться к образу бесов, которые, вероятно, подданные сатаны, то под их влиянием, человек практически теряет волю. Используя метод аналогии, можно сделать вывод, что и под воздействием диавола человеческая природа пасует, тем более он, как князь бесов, должен быть сильнее.

А если добавить, к этому, что сатана, выполняет волю Бога, то стандартное, в нашей культуре, оправдание для грешника: “бес попутал”, приобретает совсем другой смысл.

-3

Еще встречала такое мнение, что зловредная роль диавола придумана людьми с нечистой совестью, для того чтобы оправдать свои гадкие поступки.

А вы как считаете?

В следующей публикации переходим к Деяниям святых апостолов.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь

Анализ библейского текста - начало здесь