Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

«Как я её ненавидел!» Куда исчезла гестаповка из «17 мгновений весны»

   Ольга Сошникова.
Ольга Сошникова.

«Женщины хуже злодеев... Женщина сначала патоку разведет, а потом скрутит тебя, да еще обманет с твоим другом, если у тебя силенок поубавилось...» Так говорил в фильме «Семнадцать мгновений весны» охранник конспиративной квартиры гестапо Хельмут Кальдер унтершарфюреру СС, смотрителю и радисту той же квартиры Барбаре Крайн.

Полвека назад, в начале 1973 года, Татьяна Лиознова заканчивала работу над киноэпопеей про Штирлица и победу советского народа во Второй мировой войне. О большинстве актеров, снявшихся в многосерийном фильме, известно почти все. Даже о тех, чье появление на экране ограничивалось считанными минутами — Светлане Светличной, Инне Ульяновой, вечной «жене Штирлица» Элеоноре Шашковой.

И только об исполнительнице роли жесткой гестаповки Барбары — Ольге Сошниковой — информация скудная. Куда она пропала, как сложилась ее судьба, выяснял aif.ru.

Только одна главная роль

Оля появилась на свет в Москве спустя два месяца после окончания войны. С детства грезила театром, родители даже подарили ей однажды домашний театр с маленькой сценой, чтобы девочка могла разыгрывать представления. Отец сам смастерил подмостки, был одним из зрителей, и никто из близких уже не сомневался, что Оля станет актрисой. Талант ее был очевиден. Так что брать приступом ВГИК не пришлось.

В 23 года Ольга начала сниматься в кино. Первая роль — в картине «Любовь Серафима Фролова» — была эпизодической, начинающую актрису даже не удостоили упоминания в титрах. Но спустя год вышел фильм Краснопольского и Ускова «Неподсуден», где Ольга сыграла жену летчика Егорова (Олег Стриженов). Эту работу зрители заметили, оценили по достоинству. И даже сейчас многие вспоминают ее как одну из лучших в карьере Сошниковой.

Потом были еще несколько работ, в том числе «Городской романс» Петра Тодоровского и «День да ночь», где у Ольги главная роль. Единственная в ее карьере. Была, правда, еще одна — в фильме, который вряд ли кто сегодня помнит.

   Ольга Сошникова. Кадр из фильма «Неподсуден» (1969)
Ольга Сошникова. Кадр из фильма «Неподсуден» (1969)

Такие фрау могли убивать

Все изменилось с выходом многосерийной ленты «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Свою порцию славы получил едва ли не каждый актер, снявшийся в фильме. Но лишь спустя много лет стало известно, что не всем исполнителям популярность пошла на пользу.

«Ха-ха!.. Вам жена наставила рога!.. Ха-ха-ха-ха...» — смеется гестаповка Барбара в ответ на монолог Хельмута (Отто Меллис) о ненависти к женщинам.

Это она приказывала Хельмуту положить новорожденного ребенка Кэт голеньким у открытого окна. Это она смотрела злыми глазами на саму Кэт...

Да, в СС женщины не служили. Но, похоже, Лиознова знала про это больше. Она понимала, что такие, с позволения сказать, фрау могли убивать. Если не оружием, так приказом, взглядом.

Именно поэтому режиссер вкладывает в уста германского актера Отто Меллиса слова: «Женщины хуже злодеев», а на миловидную советскую актрису Ольгу Сошникову цепляет мундир гестаповки. Немец и русская, в кадре рядом они кажутся похожими друг на друга внешне, но оказываются противоположностями по духу.

Кстати, любопытный факт об Отто Меллисе, умершем в апреле 2020 года в возрасте 89 лет. В 1945-м, узнав о скором наступлении русских солдат на Берлин, его родители покончили с собой. Отто было 14 лет. Когда русские взяли Берлин, он с братом сам пошел к ним работать и ухаживал за лошадьми. Интересно, знала ли об этом Лиознова, приглашая Меллиса сниматься в советской картине и предлагая ему роль доброго гестаповца?

Любовь со Штирлицем?

Стать Барбаре чуть мягче и нежнее предложил Штирлиц-Тихонов. Его героя более душевным и человечным, чем в книге Юлиана Семенова, сделала сама Татьяна Лиознова. А Вячеслав Тихонов предложил Барбаре... влюбиться в Штирлица и смотреть на него, как женщина на мужчину.

Ольгу Сошникову это не спасло. Зритель видел в ней только настоящую арийку, гестаповку. Жесткую, злую, бесчеловечную. Причем не только 50 лет назад.

Вот что пишут об актрисе интернет-пользователи сегодня: «Как я ненавидел ее тогда!», «Натуральная гестаповка. Злая, как собака. Я радовался, когда Гельмут ее шлепнул», «Так отыграть роль гестаповки, которую возненавидел миллионный зритель, способен только очень талантливый актер», «Лиозновой надо было показать жестокость фашизма. Она и показала, во что может превратиться женщина под воздействием нацистской пропаганды».

Говорят, после премьеры картины на актрису на улице набрасывались мужчины с кулаками. Женщины посылали ей проклятья, оскорбляли и угрожали. Ольга на экране настолько вжилась в образ гестаповки, что зрители поверили ей и возненавидели по-настоящему.

С профессиональной точки зрения это, безусловно, был успех. Хотя сказать, что карьера Сошниковой после легендарного фильма пошла в гору, было бы преувеличением. Безусловно, она где-то снималась, что-то играла. Но, кроме фильма «Убить дракона», где Марк Захаров доверил Ольге сыграть жену ученого Фридрихсена (Александр Збруев), и удачного дебюта Андрея Прошкина «Спартак и Калашников» (спустя 13 лет после перерыва), и назвать-то нечего. Однако и в этих картинах актриса не смогла громко заявить о себе. Последний раз в кино Ольга снялась в 2002-м.

   Кадр из фильма «Убить дракона» (1988)
Кадр из фильма «Убить дракона» (1988)

Кто-то считает, что роль гестаповки испортила актрисе карьеру — слишком уж правдоподобна она была. Слышать и читать это смешно. В фильме — сплошные гестаповцы. Игравшие их актеры потом получали звания и награды. И никому роли не испортили карьеру. Броневой-Мюллер обрел славу благодаря «17 мгновениям». Элеонора Шашкова известна благодаря этому фильму...

Сама Сошникова объясняла, что всегда хотела больше заниматься семьей (рано вышла замуж, уехала на родину супруга в Казахстан, но спустя несколько лет вернулась) — сначала дочерью, потом внуками. И не делала больших ставок на кино.

Она нашла себя в преподавании. Ставила детские спектакли. И никогда ни о чем не жалела.