Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлых публикациях мы выяснили какую информацию о сатане и диаволе дает нам Ветхий завет и Евангелие от Матфея. Пора перейти ко второй книге Нового завета, написанной Марком.
Этот евангелист обращается к такому персонажу дважды. В 4-ой главе, рассказывая притчу, Иисус говорит:
“Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их” [Марк. 4:14-15].
Можно воспринимать описанные действия сатаны как негативные, но вполне допустима и обратная трактовка. Раз мы знаем из книги Иова, что он может действовать по указанию Бога, то возможно и здесь говорится о подобном, и похищение “слова” - это аллегория проверки крепости веры.
Второй раз персонаж появляется в истории об изгнании бесов, там употребляются два понятия, как синонимы “бесы” и “нечистый дух”:
“И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море” [Марк. 5:12-13].
Мы уже знаем, что есть “князь бесов” - “веельзевул”, а это, вероятно, его подданные, которых также можно назвать “нечистые духи”. В чем их “нечистота”, в тексте не объясняется, кроме того неизвестно, все ли бесы “нечистые” или только какая-то часть. Подобные эпизоды описаны у Матфея в 8 главе и у Луки тоже в 8 главе.
И на очереди Евангелие от Луки. В 10-ой главе Христос сообщает, что
“видел сатану, спадшего с неба, как молнию” [Лука. 10:18].
Из этого текста очень хочется сделать вывод, что сатана - это падший ангел, но не торопитесь. Нигде не говорится о том, что речь про ангела, или про то, что сатана - ангел. А то что “спадший” с неба, так, возможно, он просто посланник, отправленный Богом со срочным поручением, потому летел со скоростью молнии.
В 13-ой главе Лука рассказывает о скрюченной женщине:
“восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться” [Лука. 13:11].
Иисус ее вылечил, наложением рук в субботу в синагоге, а на негодование начальника синагоги сказал:
“сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?” [Лука. 13:16].
Вот тут не понятно “дух немощи” и “сатана” - это один и тот же персонаж или женщину “связал сатана”, наслав “духа немощи”? И если они разные, то является ли “дух немощи” - “бесом” или это какая-то другая разновидность сверхъестественных существ?
В 22-ой главе Лука точно говорит об отрицательной роли “сатаны”, он вошел в Иуду, после чего тот предал Иисуса:
“Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе” [Лука. 22:3-6].
Хотя, с другой стороны, если во всем виноват сатана, то почему предателем считается Иуда?
Последнее упоминание евангелистом Лукой этого персонажа в той же 22-ой главе в словах Христа:
“И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих” [Лука. 22:31-32].
Обратите внимание: “сатана просил”. Кого? Кого мог просить сатана, и кому молился Иисус? Наверное, есть только один вариант ответа на этот вопрос: они обращались к Богу. Получается, что сатана снова “вхож” к Господу, как это было в книге Иова. В таком случае, подтверждается мое предположение о том, что когда Лука описывал его “спадшим” с неба, речь шла о роли божественного посланника, быстрого, как молния.
Нам осталось разобраться с последним из канонических Евангелий - от Иоанна, и сделаем это в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь