Найти тему
Парламентская газета

Иностранцы стали совершать в России больше преступлений

  Тимур Ханов/ПГ
Тимур Ханов/ПГ

Больше двух миллионов трудовых договоров с иностранцами заключили в России в 2022 году, что на двадцать процентов больше, чем годом раньше, сообщили в МВД. А по данным Генпрокуратуры, количество преступлений, совершаемых гостями нашей страны, выросло на десять процентов. Кроме того, в местах компактного проживания гастарбайтеров стали формироваться этнические анклавы. Иностранная рабсила России нужна, но приезжих необходимо грамотно социализировать, уверены эксперты «Парламентской газеты».

Манит крепкий рубль

Больше двух миллионов уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства поступило в МВД в 2022 году. Статистические сведения по миграционной ситуации в России опубликовали на сайте ведомства. Годом ранее поступали данные об 1,6 миллиона трудовых договоров. Приток мигрантов во втором квартале прошлого года стал рекордным за последние шесть лет. Гастарбайтеров привлекает хороший курс рубля к доллару в России, то есть на заработанные здесь деньги можно купить и отвезти на родину больше американской валюты.

Есть и другая статистика. Количество преступлений, совершенных иностранцами в нашей стране, по данным Генпрокуратуры на декабрь прошлого года, превысило сорок тысяч. Эта цифра выше показателя 2021 года на десять процентов — тогда было 36,4 тысячи.

Ростом преступности среди иностранцев обеспокоены в МВД, о чем глава ведомства Владимир Колокольцев говорил в конце прошлого года, выступая в Госдуме и в Совфеде. Наибольший прирост, по его словам, дают наркотические статьи. Причем зачастую закон преступают те, кто вообще не должен был находиться в нашей стране, — в прошлом году выросло количество выявляемых незаконных легализаций приезжих.

Отцы-бригадиры

Общее количество гастарбайтеров в России, включая нелегалов, может составлять от восьми до девяти миллионов человек, рассказали «Парламентской газете» в Федерации мигрантов России (ФМР). При этом, по данным организации, иностранцев в наших тюрьмах не больше пяти процентов от общего числа сидельцев. «Не сказал бы, что мигранты совершают больше преступлений, чем россияне, но резонанс от действий приезжих, конечно, больше», — констатировал глава ФМР Вадим Коженов.

Быстрорастущая численность выходцев из зарубежных стран, а также их стремление к компактному и обособленному от местного населения проживанию — причина формирования этнических анклавов. В таких поселениях устанавливается непубличная власть и неформальная юрисдикция, ухудшается криминогенная ситуация, отмечают авторы документа. Об этом говорится в подготовленном в конце 2022 года проекте указа президента, предлагающем внести изменения в концепцию миграционной политики России.

Власти Подмосковья, столкнувшиеся с проблемой еще несколько лет назад, предложили использующему труд гастарбайтеров бизнесу строить для своих работников общежития, чтобы те не создавали «резиновых квартир» и не заполняли собой все хостелы в округе. В ФМР усомнились в правильности распространения такой практики на всю страну. Ведь именно в таких общежитиях и формируются анклавы с иерархией, похожей на тюремную, где назначают смотрящих, казначеев и так далее, отметил Вадим Коженов.

Приезжающих на заработки в Россию зарубежных гостей нужно активнее социализировать, в чем должны помогать их национальные землячества, профсоюзы, а на рабочих местах — бригадиры, считает член Комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб. Она предложила усилить работу с этими организациями.

Зачем гастарбайтеру платить больше

Средняя зарплата мигранта в нашей стране, по данным ФМР, сопоставима с ежемесячным доходом россиянина. Но труд гастарбайтера отнюдь не прост. Работать по восемь часов в день удается только 22 процентам мигрантов, до десяти часов в сутки трудятся 27,5 процента из них, а 22,4 процента работают по двенадцать и больше часов. То есть около 80 процентов иностранных работников трудятся дольше, чем позволяет закон, отметил Вадим Коженов.

Занятость в России вышла на допандемийный уровень, количество рабочих мест, в том числе для мигрантов, достаточное, сообщила Светлана Бессараб. Но власти регионов квотируют трудоустройство гастарбайтеров, чтобы лучшие вакансии доставались гражданам нашей страны. «Есть квоты и по зарплате, — рассказала депутат. — В некоторых регионах приезжим нельзя платить меньше средней зарплаты по субъекту, чтобы работодатели не покупали их труд по бросовой цене. Такая зарплата вполне может быть интересна и нашим гражданам, тогда в первую очередь место должны получать они».

Ввести специальный налог на использование иностранной рабсилы на днях предложил глава думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Работодатели, по его словам, получают выгоду от труда приезжих, поэтому должны делиться с государством, для которого растущий мигранционный поток — это дополнительная нагрузка на инфраструктуру и повышенные расходы на обеспечение безопасности.

Половина всех трудовых мигрантов в России являются гражданами Узбекистана, следует из материалов аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Около трети — уроженцы Таджикистана. В немалом количестве в нашей стране трудятся граждане Киргизии, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Китая, Украины, Молдавии. На уроженцев остальных стран приходится примерно 1,7 процента мигрантов.

В десятку регионов — лидеров по количеству гастарбайтеров, помимо Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, входят Краснодарский край, Иркутская и Свердловская области, Приморский край, Амурская и Самарская области.