Найти в Дзене
Dot-Dot ru

Россия и Турция: союзник или логистический партнер? Как сейчас налажена логистика, есть ли проблемы?

Оглавление

В настоящее время Турция выступает для нашей страны в роли транзитного хаба для транспортировки товаров из тех стран, у которых сейчас нет прямых судозаходов в Россию. Это в первую очередь Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская и Северная Америка, Южная Европа.

Турция интересна России сегодня прежде всего как транзитный хаб
Турция интересна России сегодня прежде всего как транзитный хаб

Для участников внешнеэкономической деятельности в подобном логистическом решении есть ряд преимуществ. Это и отлично развитая логистическая инфраструктура порта Стамбул, и возможность беспроблемно осуществлять расчеты с турецкими контрагентами, и несколько вариантов доставки грузов.

Главное управление мореходства Турции при Минтрансе республики подвело итоги 2022 года: за год на 37,4 % выросла частота паромных рейсов между Россией и Турцией по сравнению с предыдущим годом, на 23,3 % увеличился объем перевезенных по морским путям транспортных средств.

Несмотря на очевидные плюсы в турецкой логистической «схеме», существуют и минусы — как явные, так и скрытые. Рассмотрим и те, и другие.

Преимущества доставки грузов через Турцию

В порте Стамбул четыре гавани, которые могут обслуживать порядка 1200 генеральных грузовых судов в год и 144 тысячи TEU контейнерных грузов, около 80 судов способны принять сухие навалочные причалы. Здесь же имеются вместительные складские помещения, а также большие площади для открытого хранения грузов.

Какие еще плюсы есть в логистическом сотрудничестве с Турцией:

  • Четыре варианта провозных схем. Для транзита товаров можно воспользоваться косвенным реэкспортом, ложным транзитом, прямым реэкспортом, ввозом через третьи страны.
  • Вариативность маршрутов доставки. Перевозки можно осуществлять морским, автомобильным, железнодорожным транспортом или с помощью мультимодальных схем.
  • Возможность провести оплату в нацвалютах. Над этой схемой правительства двух стран работали в течение всего прошлого года и постепенно достигли консенсуса.

Из турецкого порта Самсун грузы отправляются по морским путям в порт Кавказ
Из турецкого порта Самсун грузы отправляются по морским путям в порт Кавказ

Ну и, конечно же, самый жирный плюс — возможность обойти санкции и продолжать поддерживать торговлю с другими странами, пусть и путем значительных финансовых и временных издержек, но последнее лучше рассмотреть подробнее.

Недостатки транзита товаров через Турцию

Как ни странно, минусы вытекают из плюсов:

  1. Несмотря на вариативность «провозных» схем, все они достаточно затратны и относительно сложны. К примеру, если использовать косвенный реэкспорт, то покупка товаров от европейского поставщика должна проводится через турецкую компанию, после чего товар перепродают в Россию. Подобные посреднические услуги обходятся от 3 до 5 % от фактурной цены, включающей все возможные расходы на перевозку груза. Есть и другой вариант — открыть собственную юридическую организацию в республике. Далее ей нужен будет открыть счет в турецком банке, наладить сотрудничество с турецкими таможенными брокерами и логистическими компаниями — все это потребует еще больших затрат. Подобные минусы есть и в других схемах. Так, при ложном транзите стоимость груза возрастет из-за двойных таможенных процедур и дополнительных транзакций, при прямом реэкспорте — из-за дополнительного логистического плеча «Европа-Турция», при ввозе через третьи страны — из-за таможенных платежей в третьей стране. Иными словами, какая бы схема ни была выбрана, она будет включать в себя дополнительные расходы для участников сделки, а также дополнительные логистические процедуры. И при этом не факт, что товар удастся провезти, случаются и отказы.
  2. Из-за роста спроса на турецкое направление, а также повышения стоимости топлива цены на перевозку грузов за год выросли в 2,5 раза, причем в начале октября Турция в пять раз вырастила цены за проходы через проливы Босфор и Дарданеллы. Чтобы снизить нагрузку на два регулярно работающих морских паромных линии (порт Карасу и порт Самсун), было решено запустить паромы из Стамбула в Новороссийск, открыть площадку в Новороссийске на 100 фур для прибывающих из Турции крупных паромов. Морские перевозки стабильно осуществляют три компании — Arkas, Admiral и Akkon, но у них довольно небольшая вместимость флота. Можно попробовать наладить сотрудничество с компаниями Maersk, MSC, но они не отдают свое контейнерное оборудование в Россию и не перевозят некоторые грузы. Морские сервисы расширили компании FESCO и RUSCON. Мультимодальным ж/д маршрутом товары можно транспортировать при посредничестве «ТрансКонтейнера».
  3. Механизмы расчетов с помощью нацвалют пока еще находятся в стадии разработки, но и их можно использовать. К примеру, чтобы зафиксировать курсы рубля и лиры на неделю, понадобится раз в сеть дней утверждать некий объем сделки. Сроки осуществления сделок при этом увеличатся, так как каждый платеж будет проверять как минимум четыре банка. С другой стороны, если контракт уже не единожды был проверен, есть все шансы, что очередной платеж пройдет быстрее.
Транспортная группа FESCO уже в апреле запустила регулярный морской контейнерный сервис FTBS, связавший порты Новороссийска и Стамбула
Транспортная группа FESCO уже в апреле запустила регулярный морской контейнерный сервис FTBS, связавший порты Новороссийска и Стамбула

В существующих реалиях для логистических компаний на первое место вышли не экономические и временные затраты на доставку грузов, а удастся ли вообще доставить груз. Поэтому самым логичным выходом эксперты считают поиск турецкого контрагента или создание своей компании на территории Турции. Так, за первые восемь месяцев прошлого года на территории республики было создано 729 организаций с российским участием. Полагаем, сейчас их количество увеличилось в разы.

Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку