80 лет прорыву: не потерять поколения
Президент Владимир Путин совершил поездку в Северо-Западный федеральный округ. Основная причина – 80-летняя годовщина прорыва блокады Ленинграда. Глава государства возложил цветы к памятнику «Рубежный камень» в Ленинградской области, а также к братской могиле и к монументу «Мать-Родина» на Пискарёвском кладбище.
В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда Президент осмотрел выставку «Искра ленинградской победы» и встретился с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда и представителями общественных патриотических объединений. Ключевым событием стала именно данная встреча.
Блокадница Елена Тихомирова обозначила несколько важных направлений работы: суды по геноциду, свидетельства многонационального состава нацистских войск, работа с молодежью, сохранение и распространение исторической памяти.
Очень точно она подметила проблему нескольких потерянных (с точки зрения воспитательно-патриотической работы) поколений:
«Ведь мы потеряли в какой-то степени часть поколений, ребят, потеряли. Я не знаю, согласны Вы с этим, – я считаю, что потеряли. Сейчас, правда, ребята очень интересуются, стали очень интересоваться этим, а до этого было очень тяжело, потому что не во всех школах даже мы могли бывать».
Президент согласился в том, что говорить с молодежью нужно на ее языке и с использованием тех средств и инструментов, которые ей знакомы. Одновременно, естественно, нужно максимально сохранить «живую историю» - свидетельства очевидцев. Здесь – в отличие от Великой Отечественной войны – есть небольшой временной задел. Часть живых блокадников пережили блокаду еще детьми.
Тема «потерянных поколений 90-х» всплыла и в конце беседы. Ее актуализировал В. Богданов: «Сегодня нас остаётся мало, наша просьба: надо нам усилить воспитание молодёжи, воспитание нашего подрастающего поколения, которому было слишком много отпущено ‒ и упущено ‒ в последующие 90-е годы. Сегодня мы видим, этого не хватает. Да, не хватает нас, участников войны. Но есть военнослужащие, которые прошли эту службу. И мы будем это делать и выполняем эту задачу».
Действительно – «дети 90-х» уже пропустили советскую воспитательную модель, но не дождались первых успехов российской. Впрочем, уже их дети намного более живо интересуются вопросами истории и Великой Отечественной войны в частности.
С другой стороны, у таких людей, как правило, есть опыт в тесном кругу расширенной семьи взаимодействия с ветеранами и очевидцами ВОВ. Потому нельзя сказать, что это поколение «потеряно» - просто в приоритете у людей находились совсем иные вещи.
В ходе дискуссии особое внимание президент уделил многонациональности оккупационных сил:
«Здесь, на Ленинградском фронте, в блокаде Ленинграда участвовали и совершали преступления представители очень многих европейских стран.
Мы никогда раньше в силу определённой толерантности и для того чтобы не портить отношения, не портить какой-то фон наших отношений со многими странами об этом не говорили».
В качестве примера Владимир Путин привел испанскую «Голубую дивизию». Ее, к слову, активно героизируют в современной Испании.
80 лет прорыву: музеи и история
Отдельное внимание в ходе беседы уделили музеям. От Музея обороны и блокады Ленинграда выступал Леонид Говоров. В фокусе внимания – расширение площадей, молодежная воспитательная работа. Отдельное внимание – проведению исследований:
«В музее сегодня формируется очень серьёзная научная база. В музее создан отдел согласно Вашему поручению, который выполняет функцию Института истории обороны и блокады Ленинграда. Этот институт работает, проводятся исследования, вводятся в оборот новые факты, документы, создан очень серьёзный научный совет при этом институте. По просьбе Генеральной прокуратуры институт участвовал в подготовке документов и справок для судебного процесса по признанию блокады Ленинграда геноцидом. В этом тоже большая работа института».
Планы у музея амбициозные – «стать национальным всероссийским музейно-научным, образовательно-просветительским центром». В этом президент готов оказать всяческую поддержку.
Сергей Мачинский, представляющий Поисковое движение России, сосредоточился на формировании объективной и комплексной картины (нео)нацизма и войны (ВОВ – СВО):
«О войне надо говорить, о преступлениях надо говорить открыто, честно. Пускай это страшно, пускай это неприятно, многие не хотят этого видеть и знать, но об этом надо говорить без купюр, не скрывая, не стесняясь, называя имена палачей и убийц именно для того, чтобы это больше никогда не повторилось.
Мы должны снимать фильмы, мы должны писать книги … чтобы фашизм был не просто словом, а чтобы все его следы были вбиты в голову, так же как в своё время вбивались фильмами «Иди и смотри», «Обыкновенный фашизм». Об этом должны кричать с каждого экрана телевизора.
И не надо жалеть наших детей ‒ жалеть их тем, что мы скрываем от них правду о той войне, пытаемся поберечь их психику, не говоря о преступлениях, которые творятся сейчас. Они больше видят в интернете. Эти ограничения по возрасту для фильмов о Великой Отечественной войне ‒ мне кажется, это не те фильмы, которые надо ограничивать к просмотру».
Реагируя на это выступление, Владимир Путин еще раз обозначил ключевые концепты дискурса СВО: операция – это попытка прекратить войну (а не развязать); мы перешли к силовому решению, только исчерпав все остальные варианты; нас обманывали наши международные партнеры; задача – защитить соотечественников.
Валерий Исаков, организатор частного музея «Вещи блокадного Ленинграда» рассказал о важности тактильных ощущений для формирования исторической памяти. Отдельно он подчеркнул важно «университетов «третьего возраста», которые буквально продляют жизнь и улучшают ее качество. Далее он призвал президента вернуть в школьную программу следующие воспитательно-патриотические произведения о ВОВ: «Молодая гвардия» Фадеева, «Сын артиллериста» Симонова, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Донские рассказы» Шолохова, «Русский характер» Алексея Толстого, «Горячий снег» Бондарева, «Брестская крепость» Сергея Смирнова».
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/70367
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30019