Научно-образовательная политика: перестроения высшего эшелона
В первом чтении Госдума приняла законопроект о перераспределении полномочий на высшем уровне управления научно-образовательной и инновационно-технологической политикой.
Напомним, что главным органом является Совет при Президенте РФ по науке и образованию, уровнем ниже находится правительственная Комиссия по научно-технологическому развитию.
Как раз Правительство, согласно закону «О стратегическом планировании в РФ», должно разрабатывать и утверждать прогноз научно-технологического развития. В законопроекте предлагается изменить этот механизм: согласовывать и представлять Прогноз на рассмотрение Совета будет его Президиум, а Сам совет будет утверждать документ.
Координацию разработки и корректировки Прогноза предлагается закрепить за Президиумом Совета и консультативной группой. Новый порядок разработки и корректировки Прогноза предлагается закрепить на уровне акта Президента РФ.
Собственно, документ фактически будет выходить за подписью главы государства как председателя Совета.
Инициатором изменений является само Правительство, потому здесь не стоит искать линий раскола между линиями кабмина и президента. При этом активным образом в подготовке проектов документов будет задействовано Минобрнауки. При рассмотрении законопроекта в Федеральном Собрании представителем Правительства назначен статс-секретарь – замминистра науки и высшего образования Петр Кучеренко. Содокладчиком Комитет ГД по науке и высшему образованию выдвинул своего председателя Сергея Кабышева.
Вместе с тем новая модель разработки Прогноза НТР демонстрирует новые интересные линии баланса. Два главных разработчика документа – это Президиум Совета и Консультативная группа. Президиум возглавляет Дмитрий Медведев – он же заместитель президента в Совете, а также первый заместитель в Совбезе и Военно-промышленной комиссии. Новые геополитические условия требуют координации научно-технологического развития уже не только с социально-экономическим прогрессом (что обеспечивается на правительственном уровне), но и с вопросами обороны и безопасности (что как раз требует более высокого уровня согласования – через совмещение постов Дмитрием Медведевым и акценты в составе Президиума).
Однако есть и второй участник процесса выработки Прогноза – это консультативная группа. Изначально она создавалась для экспертно-аналитической оценки проектов важнейших инновационных проектов государственного значения и федеральных научно-технических программ и проектов. В рамках работы над Прогнозом, роль КГ, естественно, повышается. Функционирует она на базе Управления по научно-образовательной политики Администрации Президента. Координирует его деятельность помощник президента Андрей Фурсенко. Но перемены неизбежны – в частности, один из ключевых акторов УНОП Денис Секиринский с недавних пор трудится в должности заместителя министра науки и высшего образования.
Перераспределение функционала в высшем эшелоне привело к тому, что из числа полномочий Минобрнауки исключается координация и методическое обеспечение разработки и корректировки Прогноза. Данные функции как раз и передаются консультативной группе.
В целом перемены свидетельствуют о том, что научно-технологическое развитие все больше переходит в сферу именно президентского мониторинга и планирования, что подтверждает высокое значение исследований и разработок для обеспечения обороны и безопасности России.
Подробнее: https://sozd.duma.gov.ru/bill/265465-8
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30013