ФГОС: поколение четвертое
В научно-образовательном сегменте обсуждают проект ФГОС 4-го поколения. Впрочем, документ этот не самый свежий – его несколько раз выносили на суд общественности, например, в рамках заседания ФУМО по «Технологиям материалов» .
Главное изменение – ФГОСы будут создаваться по УГСН, а те, напомним, вскоре переживут перезагрузку. То есть 4-ое поколение и новая номенклатура неразрывно связаны друг с другом.
При этом ФГОС на бакалавриат, специалитет и магистратуру будет единым документом.
Для бюджетной магистратуры будут определены сопоставимые направления специалитета.
Реализация специалитета исключительно в дистанционной форме не допускается. Из чего следует, что к бакалавриату и магистратуре подобного требования нет.
Сроки обучения и трудоемкость в зачетных единицах остались прежними: бакалавриат – 4 года, 240 з.е.; специалитет – 5 лет, 300 з.е.; магистратура – 2 года, 120 з.е. Есть два нюанса – если образовательная программа реализуется сразу по нескольким направлениям и предусматривает получение нескольких квалификаций – то срок может быть увеличен, но не более, чем на 1 год.
Разрешается сократить – но не более чем на 1 год – срок обучения в магистратуре для имеющих диплом специалиста по сопоставимым направлениям.
Распределение зачетных единиц по годам обучения достаточно гибко – в год не более 70 з.е. (не более 80 з.е. при ускоренном обучении). Здесь же звучит достаточно новый формат – ускоренное обучение. Потенциально бакалавриат в этом случае можно уложить в 3 года, специалитет в 4, а магистратуру в 1,5 года.
В качестве обязательных выделены дисциплины (модули) по философии, иностранному языку и безопасности жизнедеятельности. Также отдельно прописана «История России» (4 з.е., контактной работы: не менее 80% для очной формы обучения, не менее 40% для очно-заочной; не менее 20% для заочной).
На физкультуру выделяется не менее 328 академических часов.
Государственная итоговая аттестация предусматривает защиту выпускной квалификационной работы. Госэкзамен – по решению вуза.
Компетенций теперь 4 вида. Универсальные – для всего высшего образования, базовые – на УГСН, общепрофессиональные – по направлению подготовки или специальности, профессиональные – по конкретной образовательной программе.
Универсальные компетенции будут единые, за БК (по УГСН) отвечать будет соответствующее ФУМО. Среди УК планируется выделить: «Системное и притическое мышление», «Разработку и реализацию проектов», «Командную работу и лидерство», «Коммуникацию», «Межкультурное взаимодейдствие», «Самоорганизацию и саморазвитие (в т.ч. здоровьесбережение)».
На долю вуза остаются общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Последние должны формулироваться на основе профстандартов (при наличии таковых).
Впрочем, с учетом направленности (профиля или специализации) образовательной программы, а также приоритетов научно-технологического развития и плана мероприятия по реализации Стратегии НТР – вузы вправе дополнить набор УК, БК и ОПК и (или) набор индикаторов этих компетенций.
Электронная информационно-образовательная среда Организации является одним из обязательных требований. В том числе – электронная библиотека. По формулировке «при использовании в образовательном процессе печатных изданий» можно судить, что обязательных требований по количеству бумажных учебников теперь нет.
Требования по кадрам (штатники, остепененные и т.п.) будут определять создатели ФГОСов.
Далее в стандарте будут приведены характеристики каждого уровня и направления подготовки. В частности – области профессиональной деятельности, типы решаемых задач, структура и объем программы, ОПК и индикаторы.
В рамках перехода на модель 2+2+2 и набора на УГСН – введение новых ФГОСов (оно должно уложиться в 2023-й год), конечно, оправдано. Они систематизируют «скелеты» всех образовательных программ. При этом стандарты будут весьма либеральными, оставляя многое на усмотрение вузов.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29993