Найти тему

Донбасс: на перепутье компетенций

Донбасс: на перепутье компетенций

В последние месяцы многие российские университеты подписали соглашения о сотрудничестве с вузами ДНР/ЛНР.

Этому сопутствует масса решений и поручений правительства РФ и профильных ФОИВ – Минобрнауки, Минпросвещения, Росмолодёжи и т.д. Во многих случаях в работе министерств и ведомств со своими новыми партнёрами, например, из Донецка или Луганска, есть осязаемые результаты и много конкретных достижений.

Но есть ряд поставленных задач, по которым вроде бы все составляющие для их успешного решения в наличие, но успехи де–факто гораздо скромнее, чем можно узнать из официальных релизов.

Одной из таких проблем является незначительное участие государственных организаций профессионального образования (в первую очередь, вузов) в массовом обучении сотрудников администраций ЛНР/ДНР любым российским страндартам, нормативам, технологическим процессам.

Например, в части регулирования закупочной деятельности в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ – эти компетенции уже сейчас нужны тысячам работников государственного и частного сектора на Донбассе.

Почему буксуют процессы системной переподготовки по десяткам направлений, и задача продолжает решаться точечными мерами? Вроде бы и поручения соответствующие даны и ответственные исполнители имеются – тот же РАНХиГС с его огромным опытом повышения квалификации и переобучения госслужащих. Так что же мешает эффективно запустить эти процессы на Донбассе?

По состоянию на текущий момент в процессах переобучения специалистов Донбасса результативнее и активнее всех прочих российских вузов участвует один российский университет. И это частный вуз, который, по сути, в ЛНР/ДНР стал ключевым оператором формирования компетенций, позволяющих интегрироваться в различные сферы экономики нашей страны.

Честно говоря, ситуация с фактической активностью вузов большой России на Донбассе сильно напоминает минимальное присутствие (количественное) российских лидеров бизнес–индустрий в Крыму.

Если говорить ещё конкретнее – новые регионы экстренно нуждаются в массовой переподготовке специалистов на местах, без отрыва от производственных процессов и без выезда в тот же Ростов-на-Дону, Питер, Москву и т.д.

Как уже было отмечено выше – пока государственные вузы в этих процессах участвуют слабо. При этом Минобрнауки довольно давно обеспечило вузы Донбасса российскими вузами-кураторами: проблему надо искать, скорее, на уровне самих вузов. Так как в большинстве случаев такое кураторство свелось к ответам на вопросы – своеобразной горячей линии, в которой вуз–куратор помогает "по требованию". Зачастую со стороны куратора отсутствует активная системная инициатива–например, в части восполнения нехватки компетентных кафедральных преподавателей в вузах Донбасса через командирование преподавателей из вуза–куратора.
Кстати, такое решение отчасти позволило бы решить и вопрос с переобучением граждан.

Отметим, что такой подход свойственен не всем вузам–кураторам. Например, в НИУ ВШЭ работа с ЛНР/ДНР выделена в специальное направление программы развития университета, по этому направлению пошли и многие вузы даже вне списка кураторов, например АГУ. Из других ярких примеров – Университет "Синергия", который за свой счёт выделил преподавателей, восполняющих сегодня нехватку коллег в вузах Донбасса.

Отмеченные проблемы можно частично решить через увеличение числа образовательных операторов на Донбассе. Например, уже упомянутый РАНХиГС много лет является оператором масштабных проектов переобучения госслужащих по всей России, в т.ч. по специальным заказам отдельных ведомств. Не меньший опыт у президентской академии и в части компетентностной адаптации безработных, вместе с Минтруда. Схожий опыт есть у федеральных университетов и иных ведущих вузов.

Без таких и подобных решений очень сложно будет вывести вузы Донбасса на конкурентный уровень схожих коллег из регионов России в нацпроектом горизонте 2030 года, а тем более достичь показателей ведущих университетов. Без этих мер также гарантирован отток из региона выпускников школ – причём не только самой сильной их части.

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29969