Уважаемые читатели!
Наш коллектив составил эту статью для тех, у кого нет времени на изучение старательно и интересно изложенной нами общей теории моторного масла для легковых ДВС, доступной по данной ссылке↓↓↓
и кому потребно сразу понять, моторное масло каких стандартов сегодня является наиболее рекомендуемыми к приобретению.
Возврат эпохи универсального масла.
Пока еще, даже мало кто из специалистов заметил, что унивесальное моторное масло возвращается на рынок. Оно принципиально новое, но, снова унивесальное.
На резонный вопрос: "Где же оно, универсальное, было раньше?", ответ следующий.
Моторное масло утратило универсальность примерно тогда же, когда в розничной продаже, в Старом и Новом Свете, (Европе и США) появилось синтетическое масло (кстати, это была сразу высшая V (пятая) категория - сложные эфиры).
Такое базовое масло, как гидрокреккинг и ПАО появилось позднее, в связи с чем, исходно подлинно стнтетическое масло стало значительно менее синтетическим, причем, именно благодаря гидрокрекеингу (к примеру, в Германии, запрещено причислять гидрокреккинг к синтетическому маслу).
Затем, началась борьба за экологию, в рамках которой, интервал смены масла неизбежно требовал увеличения. Тогда же, в крупную серию начали выходить высокооборотистые и высокофорсированные с наддувом моторы, которые требовали масел с высокой термостабильностью, что, по определению, исключено для масел, в которых есть минеральная база.
В то же время, на конвейере оставалось большое количество моторов с характеристиками, не требовавшими масла высокого качества, которым подходило прежнее, пускай и посредственное, но понятное, недорогое и общедоступное универсальное масло.
Это все началось 40 с лишним лет назад и достигло своего пика к 2020 году.
Произошедшие в середине прошлого десятилетия открытия в сфере химии присадок, сегодня позволяют совмещать самые высокие стандары (по степени противоизносной защиты, защиты от нагара и отложений, защиты от детонации в моторах с наддувом и непосредственным врыском топлива (эффект LSPI), защитой уплотнящиющих "маслянную зону" мотора полимерных материалов, и с увеличенным интервалам замены) со среднезольными стандартами, которые сберегают ресурс систем очистки (по английски: "постобработки") выхлопа, в первую очередь, наиболее чувствительных к золе соединений фосфора и серы, соответственно, трехступенчатых катализаторов (TWC) и дизельных/бензиновых сажевых фильтров (у выхлопных симтем безиновых моторов сажевые фильтры тоже бывают).
Буквально 3-4 года назад в массовом производстве такого масла быть в принципе не могло.
Среднезольные стандарты совсем немного уступают малозольным по своей основной функции, но, теперь, чего раньше не было, позволяют маслу иметь полный набор высоких защитных свойств для мотора, работающего, в частности, на не идеально чистом топливе, что вполне актуально для пространства ЕАЭС (Таможенного союза).
Про реологический (вязкостной) параметр HTHS, от которого (по характеристикам вязкости) оталкиваются стандарты ACEA достаточно сказать лишь то, что более 40 лет назад было установлено отсутствие его практической обособленности от кинематической вязкости. HTHS параметр почти чисто лабораторный и почти столь же полностью маркетинговый (если кто считает иначе, он вправе обосновать свое мнение, оспорив результаты продолжительных комплексных исследований, приведя надлежаще подтвержденные опровергающие данные).
Вот, о каких конкретно стандартах идет речь в данной статье.
API SN вместе с ACEA C3
Эти стандарты, по совокупности свойств, с запасом превосходят такие прежние стандарты, как:
- Все предыдущие стандарты API группы S (SM, SL, SJ и более ранние),
- Стандарты ACEА, начиная с А1/B1 и по А3/B4 включительно,
- При вязкости не выше 5W30 и синтетической основе (поскольку, SN может быть выполнен и на полусинтетике), таже, с запасом "перекрываются":
- ACEA A5/B5,
- все ILSAC до GF-4 включительно;
- выдерживается полное соответствие ILSAC GF-5, Dexоs 2 и почти полное (с незначительными оговорками, но, при заведомо лучшем качестве) - Dexos 1.
По своим характеристикам, масло стандарта API SN вместе с ACEA С3 достаточно для любых моторов, включая бензиновые и дизельные моторы с любым типом наддува (но, за исключением бензиновых моторов с наддувом и непосредственным врыском топливa, для которых будут предпочтительными: API SN+ и SP, ILSAC GF-6, Dexos 1 gen. 2, АСЕА A7/B7, выполненные на синтетической основе) а также, всех прочих крупносерийных моторов, выпускавшихся с начала прошлого века; остается лишь подобрать рекомендованную вязкость.
(Потребная мотору вязкость масла, в первую очередь, обуславливается фактической способностью маслянного насоса поддерживать минимально допустимое давление в системе смазки на полностью прогретом моторе, во всем диапазоне оборотов к/в, начиная от холостых.
Если это требование выполняется, то более высокая вязкость масла мотору, при обычной эксплуатации, не требуется).
Второй, более универсальный стандарт:
API SN + вместе с ACEA С3
- перекрывает все вышеперечисленные стандарты (соответственно, при вязкости не выше 5W30 и синтетической основе (поскольку, SN+ также может быть выполнен и на полусинтетике) с запасом "перекрываются":
- ACEA A5/B5,
- все ILSAC до GF-5 включительно,
- выдерживается соответствие Dexоs 1 gen. 2
Масло стандарта API SN + вместе с ACEA С3 наделено всеми вышеперечисленными для предыдущего стандарта свойствами, (указанными для API SN без плюса, но вместе с ACEA С3) и, дополнительно, выдерживает соответствие требованиям LSPI Protection, что делает API SN + (даже в отсутствие одновременного соответствия ACEA C3) дополнительно рекомендуемым для бензиновых моторов с наддувом и непосредственным врыском топлива, а также, оно является аналогом стандартов ACEA А7/B7.
Третий (самый новый и самый универсальный на сегодня стандарт, который искусственно размножен на несколько различных стандартов, отличающихся параметрами вязкости и составом базового масла).
API SP вместе с ACEA С3
Этот стандарт
- вбирает в себя все вышеперечисленные стандарты и характеристики, дополнительно, еще более повышая противоизносную защиту, защиту от нагара, лака, шлама, защиту уплотняющих полимеров, защиту систем неитрализации выхлопа (в том числе, TWC и DPF/GPF), и дополнительно, предусматривает специальную повышенную защиту моторных цепей от износа, продлевая их ресурс.
Также, стандарт API SP, даже будучи обособленным от среднезольного "дизельного" ACEA C3, при выполнении SP на синтетической базе (т.к. SP тоже может быть выполнен на полусинтетике), является:
- при вязкости не выше 5W30 - источником стандарта ILSAC GF-6A,
- при вязкости не выше 0W16 - источником стандарта ILSAC GF-6B,
- при вязкости не выше 5W30 - превосходящим налогом стандарта ACEA A7/B7,
Теперь, самое важное и приятное:
любой из крупносерийных моторов, спроектированных (не произведенных, а именно спроектированных) как минимум, не позднее 2020 года, рассчитан на заведомо более низкие характеристики масла, нежели те, которыми располагает стандарт API SP вместе с ACEA С3, при изготовлении на синтетической базе.
Моторы, спроектированные после 2020 года НЕ могут по своим рассчетным эксплуатационным свойствам требовать масла более совершенного, чем синтетика стандарта API SP (вместе с ACEA C3 - для систем очисти выхлопа дизельных моторов), поскольку, более современного стандарта, по состоянию на начало 2023 года не существует и, вероятнее всего, следующий стандарт не появится, по крайней мере, еще в ближайшие 2-3 года.
Оговорка о применении вышеприведенной информации: настоящая статья рассматривает Только стандарты мотрного масла для любых крупносерийных легковых моторов любого рабочего объема, а также, для легких коммерческих моторов рабочим объемом до 3.0 литров.
Подписчики могут обращаться к авторам данной статьи за рекомендациями по подбору масла.
Мы гарантируем, что в наших рекомендациях нет отсылок ни к одному конкретному производителю - только к стандартам и классу базового масла (полусинтетика, синтетика и ее разновидности).
P.S.
Авторы статьи ожидают гневных возражений со стороны участников рынка "марочного" (BMW, MB, VAG Renault-Nissan, Ford, Toyota и т.д.) масла, которое продается по ценам, заведомо завышенным от среднерыночных под предлогом "труднобъяснимых, но безусловно существующих и чрезвычайно специальных свойств", обьявленных обязательными 5/10/15 лет назад, т.е. в то время, когда самого современного и самого совершенного на сегодня стандарта не существовало в помине.
(Ваши лайки, подписки, комментарии очень помогают нашему некоммерческуому каналу, работающему для того, чтобы читатели могли экономить значительные средства с помощью наших статей. Благодарим Вас!).