Найти тему
Веселый Археолог

Загадка Гостомыслов: сколько их было и чего им было надо

На фоне споров о нюансах призвания Рюрика, происхождении славян, периодически то тут, то там маячат фигуры неких Гостомыслов, как будто нарочно пытаясь усугубить междоусобицу. Попробуем разобраться кто они такие и зачем ведут подрывную деятельность.

Наверное так представляют себе Старейшину славян Гостомысла. Изображение взято из открытых источников только для иллюстрирования текста
Наверное так представляют себе Старейшину славян Гостомысла. Изображение взято из открытых источников только для иллюстрирования текста

Постановка задачи

Как это модно сейчас, определим сначала проблему, пути её решения и цель этого пути. Это достаточно легко для любого, кто проводит какое-то время в Дзене.

1. Проблема: Существовал ли Гостомысл - старейшина славян, в середине 9 века, в Новгороде, и, как вытекающее отсюда - имел ли он отношение к призванию Рюрика и если да, то зачем ему это было нужно (родственные связи?).

2. Пути: Они запутаны (да и если бы было иначе, то и вопроса бы не стояло). Но мы попробуем свернуть с натоптанных тропинок и продраться сквозь кусты стандартов (или, выражаясь прозой, обратимся к источникам, но посмотрим на них с другого ракурса).

3. Цель. Ну тут всё понятно - она вытекает из проблемы - скажем своё веское слово; существовал ли Гостомысл, кто он был, где он был и зачем он был.

Гостомысл Ильменский Мудрый

Вкратце фетиш многих последователей:

В Новгороде в середине 9 века жил мудрейший старейшина (как вариант, князь), который следил за соблюдением Обычаев. Было у него и потомство, но что-то пошло не так и осталась только одна дочь - Умила. И то - выданная замуж куда-то ... тут опять сложно. Одним словом, к варягам, кто бы они не были. Мудрый Гостомысл, умирая и переживая за будущее своего народа, дал совет призвать ее детей на княжение (тут ещё не обошлось без вещего сна, но это не столь важно - подобные одинаковые сны снились правителям за тысячелетия до Гостомысла). Ну и опекаемый народ послушался - а кто их пасти будет? ведь из собственной среды выбрать невозможно, тут не обойтись без дядьки со стороны.

Чем же эта версия подтверждается?

Есть упоминания о Гостомысле в Новгородской первой летописи (13-14 вв) - уважаемом источнике, а также Новгородской четвертой летописи.

Новгородская первая летопись. Изображение взято из открытых источников только для иллюстрации текста
Новгородская первая летопись. Изображение взято из открытых источников только для иллюстрации текста

Казалось бы, всё идет по плану, но настораживает один факт - в еще более уважаемом источнике (и более раннем (12 век)) - Повести временных лет, о Гостомысле не сказано ни слова.

А о инициативе Гостомысла в призвании Рюрика упоминается в еще более позднем документы - Воскресенской летописи (16 век).

Но более всего скомпрометировал Гостомысла русский историк Татищев. Он обнародовал расширенные сведения о нём на основании ... данных, известных (или "известных"?) ему одному. Тут и данные об отце Гостомысла Буривое, и о его дочери Умиле, и в целом таких подробностях, что просто не верится в такое чудо - случайное попадание к историку документа, который исчез таким же таинственным образом, как и появился.

Гостомысл Ободритский

Краткая справка:

Славяне жили на только на Ильменском озере, но и на южном берегу Балтийского моря. Назывались они ободриты (бодричи). Кому-то это покажется странным, но у них тоже был князь Гостомысл. Причем в то же самое время, что и у ильменских славян (плюс-минус - это оговорка важна!).

Так вот, он хорошо прослеживается в исторических источниках - Фульдских и Корвейских анналах упоминается, что в 844 году князь ободритов погиб в бою.

Фульдские анналы Франкского королевства. Изображение взято из открытых источников только для иллюстрирования текста
Фульдские анналы Франкского королевства. Изображение взято из открытых источников только для иллюстрирования текста
Достоверность этих источников не вызывает сомнения. Поэтому примем за данность существование Гостомысла - князя ободритов.

Итак, по известным тропинкам мы прошли, а теперь попробуем свернуть в кусты.

Продираясь сквозь заросли времени

Итак, что мы имеем:

1. Как минимум, один Гостомысл существовал.

2. Это был князь славянского племени ободритов.

3. Он погиб (исчез из исторических источников) в 844 году.

4. Ещё один Гостомысл внезапно является в Приильменье в 860 год и дает наводку на некоего варяга из-за моря.

5. Его существование подтверждают и уважаемые источники (но не все) и неуважаемые.

6. Дыма без огня.... ?

А что, если ... Гостомысл Ободритский сумел выбраться с поля боя и каким-то образом покинуть землю предков и найти прибежище у ильменских славян, став Гостомыслом Ильменским? В оплату за кров и защиту предложить свои услуги организатора и, по прошествию времени, предчувствуя смерть, послать весточку старому знакомому (в смысле Рюрику - он тоже крутился в тех местах, а может быть, даже помог избежать гибели Гостомыслу), предварительно подготовив местных главарей к сей мысли?

Насколько вероятным и правдоподобным вам кажется такое видение? Буду рада прочитать ваше мнение, а также лайкам и подписке!

Похожие статьи:

Был ли Рюрик внуком Гостомысла

Почему славянские боги проиграли христианству

Почему славяне "подружились" именно с варягами? 5 причин

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц