На фоне споров о нюансах призвания Рюрика, происхождении славян, периодически то тут, то там маячат фигуры неких Гостомыслов, как будто нарочно пытаясь усугубить междоусобицу. Попробуем разобраться кто они такие и зачем ведут подрывную деятельность.
Постановка задачи
Как это модно сейчас, определим сначала проблему, пути её решения и цель этого пути. Это достаточно легко для любого, кто проводит какое-то время в Дзене.
1. Проблема: Существовал ли Гостомысл - старейшина славян, в середине 9 века, в Новгороде, и, как вытекающее отсюда - имел ли он отношение к призванию Рюрика и если да, то зачем ему это было нужно (родственные связи?).
2. Пути: Они запутаны (да и если бы было иначе, то и вопроса бы не стояло). Но мы попробуем свернуть с натоптанных тропинок и продраться сквозь кусты стандартов (или, выражаясь прозой, обратимся к источникам, но посмотрим на них с другого ракурса).
3. Цель. Ну тут всё понятно - она вытекает из проблемы - скажем своё веское слово; существовал ли Гостомысл, кто он был, где он был и зачем он был.
Гостомысл Ильменский Мудрый
Вкратце фетиш многих последователей:
В Новгороде в середине 9 века жил мудрейший старейшина (как вариант, князь), который следил за соблюдением Обычаев. Было у него и потомство, но что-то пошло не так и осталась только одна дочь - Умила. И то - выданная замуж куда-то ... тут опять сложно. Одним словом, к варягам, кто бы они не были. Мудрый Гостомысл, умирая и переживая за будущее своего народа, дал совет призвать ее детей на княжение (тут ещё не обошлось без вещего сна, но это не столь важно - подобные одинаковые сны снились правителям за тысячелетия до Гостомысла). Ну и опекаемый народ послушался - а кто их пасти будет? ведь из собственной среды выбрать невозможно, тут не обойтись без дядьки со стороны.
Чем же эта версия подтверждается?
Есть упоминания о Гостомысле в Новгородской первой летописи (13-14 вв) - уважаемом источнике, а также Новгородской четвертой летописи.
Казалось бы, всё идет по плану, но настораживает один факт - в еще более уважаемом источнике (и более раннем (12 век)) - Повести временных лет, о Гостомысле не сказано ни слова.
А о инициативе Гостомысла в призвании Рюрика упоминается в еще более позднем документы - Воскресенской летописи (16 век).
Но более всего скомпрометировал Гостомысла русский историк Татищев. Он обнародовал расширенные сведения о нём на основании ... данных, известных (или "известных"?) ему одному. Тут и данные об отце Гостомысла Буривое, и о его дочери Умиле, и в целом таких подробностях, что просто не верится в такое чудо - случайное попадание к историку документа, который исчез таким же таинственным образом, как и появился.
Гостомысл Ободритский
Краткая справка:
Славяне жили на только на Ильменском озере, но и на южном берегу Балтийского моря. Назывались они ободриты (бодричи). Кому-то это покажется странным, но у них тоже был князь Гостомысл. Причем в то же самое время, что и у ильменских славян (плюс-минус - это оговорка важна!).
Так вот, он хорошо прослеживается в исторических источниках - Фульдских и Корвейских анналах упоминается, что в 844 году князь ободритов погиб в бою.
Достоверность этих источников не вызывает сомнения. Поэтому примем за данность существование Гостомысла - князя ободритов.
Итак, по известным тропинкам мы прошли, а теперь попробуем свернуть в кусты.
Продираясь сквозь заросли времени
Итак, что мы имеем:
1. Как минимум, один Гостомысл существовал.
2. Это был князь славянского племени ободритов.
3. Он погиб (исчез из исторических источников) в 844 году.
4. Ещё один Гостомысл внезапно является в Приильменье в 860 год и дает наводку на некоего варяга из-за моря.
5. Его существование подтверждают и уважаемые источники (но не все) и неуважаемые.
6. Дыма без огня.... ?
А что, если ... Гостомысл Ободритский сумел выбраться с поля боя и каким-то образом покинуть землю предков и найти прибежище у ильменских славян, став Гостомыслом Ильменским? В оплату за кров и защиту предложить свои услуги организатора и, по прошествию времени, предчувствуя смерть, послать весточку старому знакомому (в смысле Рюрику - он тоже крутился в тех местах, а может быть, даже помог избежать гибели Гостомыслу), предварительно подготовив местных главарей к сей мысли?
Насколько вероятным и правдоподобным вам кажется такое видение? Буду рада прочитать ваше мнение, а также лайкам и подписке!
Похожие статьи:
Был ли Рюрик внуком Гостомысла
Почему славянские боги проиграли христианству
Почему славяне "подружились" именно с варягами? 5 причин