Эстония – страна небогатая, и ВВС ее были скромными. Боевая часть эстонских ВВС состояла из трёх авиационных дивизионов (Lennuväedivisjon), которые на момент вхождения в СССР располагали всего 19 (по другим данным 21) самолётами.
1-й дивизион базировался в Раквере и летал на семи «Хартах» поставки 1932 года (три из них ранее были поплавковыми).
2-й дивизион базировался в Тарту и был вооружён двумя (по другим данным четырьмя) чешскими «Летов» Š.228E поставки 1932 года и пятёркой немецких Hs 126B, полученной весной 1940 года.
3-й дивизион базировался в Таллине и летал на четырёх истребителях «Бульдог» Mk.II поставки 1930 года и одном классифицированном как бомбардировщик «Авро Энсоне» Mk.I, купленном в 1936 году.
Стоп. А, почему четыре? Их было двенадцать. За три года до того, в 1936 году составе ВВС 12 достаточно свежих самолетов Bristol Bulldog Mk.II (1932 года) с двигателями Bristol Jupiter VII (440 л.с. / 330 кВт), были французы Potez 25 Jupiter, с двигателем Gnome-Rhone 9Ас Jupiter мощностью 420 л.с. (не сильно новые, 1929 года, но все же). Куда они делись?
А, вот тут начинается детективная история. Оказывается, уже в июле 1936 г. испанское правительство обратилось к Эстонии и предложило купить состоящие на вооружении их ВВС истребители Bristol Bulldog закупленные этой страной в 1932 году в Англии. Нет, в Эстонии быстро ничего не делается.
Испанцы предложили за самолеты, достаточно приличную цену 74 953 эстонских крон за каждый самолет. Вроде бы это больше чем за них было плачено англичанам (ажно на 21 тысячу крон). Фокус в том, что когда покупались эти самолеты, крона имела золотое обеспечение (с 1924 года эстонская крона была привязана к шведской кроне по номиналу с золотым стандартом 2480 KR = 1 килограмм чистого золота) в пересчете на английские фунтЫ. А, с 1933 года крона ушла в свободное плавание, привязавшись к английскому фунту по курсу 18,35 крон за фунт.
Если пересчитать «профит» будет не таким большим, но и самолеты не «молодели». Вопрос решили, «заинтересовав» нужных людей. Эстония объявила о модернизации своих ВВС. Было сообщено, что эстонцы собираются покупать самолеты произведенные фабрикой Letov-Smolik в Чехословакии. И переговоры начались. 23 января 1937 г. в Таллине было подписано торговое соглашение, по которому чехи обязались поставить 24 истребителя Летов S-231, 17 двигателей Walter Merkur VS2, 28 легких бомбардировщика Аэро А-101, 22 двигателя Прага Ассо, 152 пулемета (Виккерс и Льюис) и 6 млн. патронов к ним. Позже в дополнение к этому контракту приобрели еще 3 млн. патронов. Один А-101 с радиостанцией и вооружением – синхронизированными пулеметами «Виккерс» стоил 884.229 чешских крон. Контракт несколько раз менялся, но в конечном итоге, часть самолетов была поставлена. Но, в составе ВВС Эстонии их (по состоянию на 1939 год)… нет.
Потом было сообщено, что будут покупать 12 Spitfire Mk I из Великобритании. Но, была сложность: денег не хватало, и было поставлено условие: «А, купите еще и Potez 25!».
Условия эстонцев были приняты и так как эстонскому правительству заплатили существенное число взяток, дело пошло вперед.
Восемь Bulldog с номерами 7448-7452, 7455-7457, и столько же Potez 25A, так же как чешский самолет были загружены на борт эстонского парохода «Viiu» (1.908 брт, собственность A. Inkapool, Таллин) в гавани Таллина. Упакованные самолеты были скрыты под грузом мешков картофеля.
Сделка с самолетами тянулась так долго, что к этому времени «созрела» еще одна сделка.
Эстонцы в мае 1937 года решили продать французскому дилеру A. Tschudnowski 565 пистолетов-пулеметов Arsenal M23. Что это? О, это уникальная разработка конструктора по имени Johannes Teiman, но, почему-то он был похож на MP18.1; с деревянным прикладом, кожухом с прорезями и горизонтальной подачей магазина с левой стороны. Только это оружие использовало патрон Браунинга 9x20 мм.
Пистолет-пулемет Arsenal M23 (эстонский: Arsenali püstolkuulipilduja, также известный как Арсенал Таллинн) - эстонский пистолет-пулемет, выпускавшийся с 1926 по 1935 год. Испанцы стали счастливыми обладателями почти всей партии т.к. все производство составило не более 600 единиц. По официальным документам груз шел в Бангкок, но фактически оружие было поставлено в Испании. Затем, настала очередь четырех 15-см немецких гаубиц, русских винтовок, пулеметов «Максим». Распродажей оружия занимался сын президента Эстонии Viktor Päts через бывшую контору «оружейного барона грека Бэзила Захарова, который «мутил» оружием еще в царское время (благодаря ему в России появились 120-мм пушки Виккерса). Сам-то он «почил в бозе» в 1936-м, но «дело» его продолжало работать. Брокером являлся эмигрант Борис Линде. В 1919-1920 гг. он являлся активным членом в антибольшевистской лиге и известным монархистом, и был принят на работу в контору Захарова. Самое интересное, что лишь потом он узнал, финансирование этих сделок шло через агентуру СССР в Париже. Более того, он был уверен, что оружие идет в Сиам.
Итак, «Viiu» отправился в путь. Кроме 16 самолетов на судно погрузили 4 150-мм орудия, 38 пулеметов, пистолеты-пулеметы и более 5 миллионов патронов к ним. Судно вышло 7 июня 1937 г. (по другим данным в конце мая 1937г.) Судно было остановлено и интернировано в Ле Харве (Le Harve) в течение нескольких недель, но самолеты не были обнаружены и судну, затем позволили продолжить путь. Не имея возможности пойти в порт назначения Бильбао, который был захвачен Франко 19 июня 1937 г., в конечном счете, судно прибыло в Хихон, вечером 3 июля 1937 г. Поскольку груз прибыл не по назначению, никто не знал, что в них. Два ящика оказались помятыми. Лишь в процессе сборки (а собирали их достаточно долго) выяснилось, что это были легкие бомбардировщики Potez 25A и истребители Bristol Bulldog, которые были укомплектованы вооружением, прицелами, бомбардировщики были оснащены бомбосбрасывателями.
21 марта 1937 г. в порту Сантандер с борта транспорта «Sarkani» было разгружено 8 истребителей Летов S-231.
15 апреля 1937 г. крейсер мятежников «Альмиранте Сервера» перехватил шедший под панамским флагом транспорт «Hordena». Это был второй рейс судна (первый был 8 числа). На борту находились 22 "эстонских" легких бомбардировщиков А-101. Груз формально принадлежал французской фирме "Scotia Corporation", тем не менее, его конфисковали. Самолеты были разгружены и приняты в состав ВВС националистов.
В начале 1938 г. в порт Барселоны прибыл транспорт с 10 разобранными истребителями Летов S-231. Машины собрали, облетали и отдали в Группу 71 Берегового командования.
Три пассажирских Авиа 51 (Avia 51) разобрали и тоже морем отправили в Испанию. Два самолета ушли на дно, вместе с транспортом, который их доставлял. Третья машина дошла до пункта назначения. Самолет получил обозначение "TA" ("Т-01") и на нем какое-то время летал гражданский летчик из авиакомпании LAPE Хорхе Хенко.
Потом были поставки старых, списанных винтовок «Кайтселийта», 37-мм орудий, 76,2-мм пушек, снарядов. Сумма оружейных сделок маленькой Эстонии, составила 1 млн фунтов стерлингов, или 18,5 млн. эстонских крон (можно и на золото пересчитать).
В 1938 году республиканские агенты вели переговоры о закупке (по той же схеме, через Эстонию) 71 бомбардировщика МВ.200 (Bloch MB-200), 40 истребителей В.534 и 30-40 тренировочных S.328 в Чехословакии. В октябре 1938 г. в Праге велись переговоры о закупке через Эстонию крупной партии чехословацких самолетов (речь шла о), но Мюнхенский сговор положил конец этим попыткам.