Найти тему
artoholic.кино

5 итальянских фильмов, которые необычно раскрывают образ Иисуса Христа. Часть 1

Оглавление

Послевоенный итальянский кинематограф — великий. Его влияние на весь мир невозможно раскрыть в одном тексте, для этого нужен целый курс лекций. Однако мы решили собрать для вас 5 фильмов, которые доказывают величие. Они объединены общей темой и по-разному раскрывают образ Иисуса Христа. Надо сказать, что религия — очень важная составляющая для каждого итальянца, особенно в послевоенные времена, поэтому эта тема показалось мне очень интересной.

«Мама Рома» (1962)

Отсылки, сравнения и образы, связанные с Иисусом Христом, часто мелькали в творчестве Пьера Паоло Пазолини. Стиль режиссера отличался от неореалистического стиля Роберто Росселини, Федерико Феллини и других авторов. Иногда казалось, что на экране не художественный фильм, а документальная хроника нищих трущоб Рима. В своих картинах Пазолини часто использовал аллюзии на Христа в кардинально другом ключе, нежели его современники.

Например, в одной из его первых работ, «Мама Рома», показывается жизнь бывшей проститутки, которую играет Анна Маньяни, и её сына Этторе. Мама вкладывает все свои сбережения в сына, чтобы он смог выбиться в люди, пробиться в высший слой общества и вытащить семью из нищеты. Главная героиня надеется, что её сын, можно сказать, станет Мессией, даст надежду на светлую жизнь. Однако, чуда не происходит. Мы наблюдаем путь Этторе на дно.

На мой взгляд, концовка фильма является прямой аллюзией на распятие Иисуса Христа. Этторе, промышляющий воровством, со своими подельниками идет в больницу, где ему предстоит встретить свою смерть. Кража не удается, героя ловят с поличным в общей палате и размещают в тюремной больнице (Этторе чем-то болен). Далее следует важная сцена, на которой я бы хотел заострить внимание: в камере мы видим других заключенных, которые от безделья учат наизусть куски из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Один из них читает:

«Мы были возле пропасти, у края,

И страшный срыв гудел у наших ног, Бесчисленные крики извергая.

Он был так тёмен, смутен и глубок,

Что я над ним склонялся по-пустому

И ничего в нем различить не мог.

Теперь мы к миру спустимся слепому…».

Мы понимаем, что для Этторе нет пути назад, уже близится его ад, и ему не суждено стать спасителем, он выбрал другую дорогу. После этого герой начинает бушевать и его помещают в карцер, где привязанный Этторе очень сильно напоминает распятого Иисуса Христа. Его предсмертными словами является обращение к матери, напоминающее слова Мессии на кресте, взывавшего к своему Отцу небесному в последний час. Складывается ощущение как будто Пазолини играет на контрасте: если смерть Иисуса — это жертва во имя надежды, то смерть Этторе — это крах для Мамы Ромы, у нее больше ничего не осталось.

Кадр из фильма «Мама Рома» (1962)
Кадр из фильма «Мама Рома» (1962)

«Сладкая жизнь» (1960)

Не секрет, что Федерико Феллини — признанный гений и мастер своего дела. Он создал огромное количество шедевров кинематографа, получил пять премий «Оскар» и огромный международный успех. В одной из самых популярных его картин, которая называется «Сладкая жизнь», я тоже увидел фрагмент, отсылающий зрителя к образу Иисуса Христа. Сюжет завязан вокруг папарацци по имени Марчелло, обозревающего светскую жизнь Рима. Хоть главный герой в основном является наблюдателем происходящего, все равно это не может не сказаться на его внутреннем мире. Если сначала Марчелло хоть немного сомневается в жизни, окружающей его — бомонды, обилие женщин, саморазрушение — то после самоубийства своего друга Штайнера, который забрал на тот свет не только себя, но и всех свои детей, главный герой опускается в бездну. Кажется, что финал уже предсказан в начале фильма. Мы видим, как летит вертолет над Римом, на вертолете висит статуя Иисуса Христа, которую нужно доставить в Ватикан. На мой взгляд, это великолепная метафора, говорящая зрителю о том, что между жизнью светского общества и заветами Спасителя беспросветная пропасть. Интересно, что и Марчелло находится в вертолете, ведь главный герой опускается вниз постепенно и достигает самого апогея на пляже в конце картины. Конечно, из-за этой сцены фильм ожидал ряд критики со стороны общественности, и он вышел в прокат с задержкой, но скандалы забываются, а великое искусство в памяти остается.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь» (1960)
Кадр из фильма «Сладкая жизнь» (1960)

Продолжение на следующей неделе.

Автор: Даниил Джиенбаев