Как известно, бесконечно можно смотреть на три вещи: огонь, воду и женскую красоту. Последнюю в полной мере оценили ещё мастера, жившие до нашей эры, что уж говорит про искушённых современников…
Одна из знаменитых древних статуй, «дожившая» до наших дней – Венера Каллипига. Она же – Афродита Каллипигос. Мраморное изваяние датировано концом 1 века до нашей эры. Найдено без головы, которая была впоследствии восстановлена дважды: сначала в 16, а потом и в 18 веке.
Буквальный перевод названия «Венера красивых ягодиц». Эта часть тела, действительно, явно доминирует в древнеримском шедевре: даже восстановленная голова повёрнута так, словно, оглянувшись, любуется на эту «красоту». Сегодня Венеру все желающие могут лицезреть в Национальном археологическом музее итальянского Неаполя.
Не менее откровенно, но более загадочно выглядит «Царица ночи» - барельеф 1800-1750 гг. до н. э. Для изображения крылатой обнажённой богини позировали явно две разных натурщицы: одна молодая – с красивым нерожавшим телом и вторая постарше – упитанная, возможно одна из верховных почитаемых жриц (голова скульптуры). Личность богини доподлинно так и не установлена: среди наиболее вероятных вариантов – хозяйка царства мёртвых Эрешкигаль и шумерская демоница с нежным именем Лилит.
В 2004 году это произведение месопотамского искусства приобрёл за полтора млн фунтов стерлингов Британский музей.
Ещё одна скульптура на тему подземного мира – «Похищение Прозерпины» Джованни Бернини – итальянского скульптора-архитектора эпохи Барокко (18 век). Сложная композиция, в центре которой прекрасная дочь богини плодородия Цереры и Юпитера – повелителя неба и гроз. Тело красавицы – воплощение совершенства (впрочем, как и мужские фигуры рядом), хотя и полно тоски и трагизма. Примечательно, что Бернини создал это великолепие будучи совсем молодым – в 23 года.
Скульптура «Геба» – новое слово в изображении женского тела. Если раньше внимание скульпторов привлекали только зрелые, «аппетитные» формы, то венецианский мастер Антонио Канова обратил свой гениальный взор на прекрасную юную натуру, олицетворив дочь Зевса и Геры в нежной, буквально воздушной статуе. Есть версия, что этот образ впоследствии вдохновил великих мастеров слова – Толстого и Пушкина на создание ещё двух не менее знаменитых молодых особ – Наташи Ростовой и Татьяны Лариной.
«Три грации» - ещё одна скульптура того же автора, но уже в классическом варианте – зрелых женских фигур с идеальными формами. Три мраморных «стройняшки» (дочери Зевса) олицетворяют Любовь, Красоту и Добродетель (по другим источникам – Удовольствие), нежно обнимая друг друга. Великолепная скульптура по достоинству была оценена ещё современниками Кановы, которые отзывались о ней восторженно-лаконично: «Они (грации) прекраснее самой красоты».
Современные художники представляют женщину в несколько ином свете. Так изобразил «Трёх граций» бельгиец Дирк Де Кейзер. По мнению многочисленных поклонников скульптора, его работы (все в таком же неординарном стиле) воплощают «юмор, красоту и легкую дымку запретного». Насчёт последней характеристики можно, конечно, поспорить… Но это, как говорится, «на любителя».
Впрочем, есть в 21 индустриальном веке и серьёзные, глубокомысленные работы. Одна из таких – «Расширение» - бронзовый автопортрет американки Пэйдж Брэдли. Двухметровая обнажённая женщина, замершая в позе лотоса, пронизанная «внутренними лучами», символизирует гармонию и бесконечную свободу. Тело женщины практически совершенно (сродни античным скульптурам), но, в то же время, говорит о бренности земного существа и призывает воспарить над скучными буднями. Статуя находится в Нью-Йорке, ежедневно притягивая к себе тысячи вдохновлённых её идеологией туристов.
Надеемся, что вам понравилась наша сегодняшняя статья? Если это так, то поддержите ее своим пальцем вверх. Не забывайте подписаться, так вы не пропустите наши следующие статьи.
Кстати, какие работы из сегодняшней статьи пришлись вам больше по душе?