Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

5 героических орденов писателя Зощенко и гонения

Михаил Зощенко — известный советский писатель, еще при жизни был признан классиком сатирической литературы. Но мало кто в Советском Союзе знал, что Зощенко геройски воевал на фронте в Первую мировую войну, получил офицерские погоны, был представлен к наградам. С самого начала войны юный потомственный дворянин Зощенко пришел на пункт рекрутов Русской императорской армии и записался добровольцем. В сентябре 1914 года, на правах вольноопределяющегося, зачислен юнкером в Павловское военное училище. Война набирала обороты. Младших офицеров требовалось много, и Зощенко в феврале 1915 года будет выпущен из училища пехотным прапорщиком. Как позже вспоминал писатель: "В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней". Но Михаилу была уготовлена другая судьба. В том же феврале его отправляют в командировку за пополнением в Вятку и Казань. В марте 1915 года назначен младшим офицером в пулеметную команду. А пулеметчики не только стреляют из амбразур, вместе со стрелками они также ид

Михаил Зощенко — известный советский писатель, еще при жизни был признан классиком сатирической литературы. Но мало кто в Советском Союзе знал, что Зощенко геройски воевал на фронте в Первую мировую войну, получил офицерские погоны, был представлен к наградам.

С самого начала войны юный потомственный дворянин Зощенко пришел на пункт рекрутов Русской императорской армии и записался добровольцем. В сентябре 1914 года, на правах вольноопределяющегося, зачислен юнкером в Павловское военное училище.

Война набирала обороты. Младших офицеров требовалось много, и Зощенко в феврале 1915 года будет выпущен из училища пехотным прапорщиком. Как позже вспоминал писатель: "В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней".

-2

Но Михаилу была уготовлена другая судьба. В том же феврале его отправляют в командировку за пополнением в Вятку и Казань. В марте 1915 года назначен младшим офицером в пулеметную команду. А пулеметчики не только стреляют из амбразур, вместе со стрелками они также идут в атаку, подавляя огнем противника.

В ноябре 1915 года прапорщик Зощенко ранен в ногу. Осколок вытащили, рану зашили, Зощенко воевал дальше. За героические действия был награжден орденом Св.Станислава 3 степени с мечами и бантом.

-3

В декабре он уже заменил выбитого в боях командира и назначен начальником пулеметной команды. Новый чин — подпоручик. В феврале за храбрость награжден "клюквой", орденом Св.Анны 4 степени, повышен в чине до поручика. Воевал, рос в чинах, получал награды, но героем себя никогда не считал.

Как об этом писал сам Зощенко:

"Я служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии.
<…> В двадцать лет – имел пять орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что два года подряд я был на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце".

В октябре 1916 года, после очередного госпиталя, у поручика Зощенко была возможность списаться из действующей армии в запас. Но он отказался и вернулся в свой полк. Снова тяжелые бои, новые чины и ордена.

-4

Боевые награды Зощенко: Ордена Св. Станислава III и II степеней с мечами и бантами, орден Св. Анны IV степени с надписью "За храбрость", орден Св.Анны III степени с мечами и бантами, орден Святого Владимира с мечами и бантами.

После Октябрьской революции бывший офицер Михаил Зощенко не может найти себя в послереволюционной жизни. Работы нет, армия развалена, жить не на что, надо выкручиваться. Погоны срезаны, ордена бережно завернуты в тряпицу. Прошла жизнь закончена. А ведь ему всего 23 года. Друзья офицеры предлагают Зощенко эмигрировать в Францию, есть такая возможность — он отказался. И с белой гвардией ему не по пути.

-5

В январе 1919 года Зощенко записался в Красную армию, громил под Нарвой бандитов атамана Булак-Булаковича, но в апреле 1919 года по сердечной болезни был окончательно признан негодным к военной службе. Это чуткое сердце имело порок. Медицинский показатель, а не нравственный.

Работал милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству и кролиководству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарём суда, делопроизводителем. И практиковался в литературе, учился писать, делал наброски, посещал лит. кружок, публикует первые свои произведения.

-6

В тридцатые годы в Советском Союзе были произведены массовые чистки бывших царских и белогвардейских офицеров. Но сия участь Михаила Зощенко миновала. При этом не скрывал, что во время войны служил офицером РИА, в отличии от многих, скрывших этот факт, переписавших свою биографию, а позже поплатившихся за это. И Зощенко был признан полезным в СССР.

Уже в двадцатых Зощенко становится известным советским писателем, имеет громкий успех, в 1939 году его награждают орденом Трудового Красного Знамени. С самого начала Великой Отечественной войны добивался отправки на фронт, отказано, не пригоден по здоровью. Вместе с сыном тушил немецкие "зажигалки" на крышах. Работал в "Крокодиле" и "Мурзилке".

-7

А золотые погоны офицера Русской императорской армии все же аукнулись. В августе 1943 года журнал "Октябрь" начинает публиковать автобиографическую повесть Зощенко "Перед восходом солнца", но в воспоминаниях бывшего царского офицера цензоры увидели крамолу и запретили повесть к печати.

В апреле 1946 года Зощенко награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", и в том же 1946 году подвергается гонению критиков. Официальная линия признает, что писатель Зощенко вредит Советской власти своими произведениями.

-8

Из постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года № 274:

"...Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда», № 5—6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик»."

Зощенко будут травить до самой смерти, обвиняя его во всевозможных прегрешениях. Ему предлагали покаяться, а он отказывался. В чем ему каяться? Ведь он всегда пишет правду, тем и живет. Его запретили печатать, изгнали из Союза писателей, запретили редакциям вообще сотрудничать с ним. Приходилось выживать, Зощенко работал сапожником (пригодились умения нэпманских двадцатых), но каяться все равно отказывался.

На Западе думали, что Зощенко давно умер. Его литература была переведена на многие языки мира, он был невероятно популярен. И когда в мае 1954 года делегация английских студентов литераторов, прибывшая в Москву, с удивлением узнала, что великий советский писатель жив — студенты потребовали у руководства Союза писателей встречу. Пришлось отыскать и предъявить им Михаила Михайловича.

-9

Появление Зощенко вызвало фурор. Англичане сразу же наперебой набросились с вопросами. Кто-то спросил, как он относится к разгромному Постановлению Оргбюро ЦК ВКП(б) от августа 1946 года. На Западе считали, что писатель после этого был расстрелян.

Зощенко заявил, что ни в чем не виноват, с оскорблениями не согласен. Он русский офицер, имеющий боевые награды, в литературе работал честно, совесть его чиста. А сатиру клеветой считать нельзя, а наоборот надо бороться с подсвеченными язвами общества. Боролся и будет бороться. И никто его не расстреливал, это брехня.

Выступление Михаила Михайловича закончилось шквалом аплодисментов. Аплодировали не только англичане, но и советские ребята, проникшие в Дом Печати послушать легендарного Зощенко. Его не станет 22 июля 1958 года. Говорят, в гробу он улыбался. Человек, проживший труднейшую жизнь, улыбался.