Найти тему
Мама-мамонтама

Не работает «скажи», сработает «покажи» (как заниматься с ребенком, если его речь не активна).

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Все книги, созданные для развития речи ребенка, похожи. В каждой из них одни и те же, по смысловой нагрузке, картинки и задания. В каждой обязательно будут знакомые всем нам с детства стихотворения, рассказы и сказки. Получается, не зависимо от того сколько звуков, слогов или слов произносит малыш, развивающие задания для активно говорящих детей и молчунов будут одинаковы, но подход к обучению будет разный.

Сегодня предлагаю обсудить, как работать с картинками в таких книгах, если речь не активна. Как работать со стихотворениями, рассказами и сказками, мы обсудим позднее. Для примера выберем тему «Фигуры». Картинки для изучения этой темы есть в каждой книге по развитию ребенка. Для начала выберите три максимально отличающиеся друг от друга геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Покажите их ребенку и назовите. Возьмите его пальчик, обведите их или предложите ребенку, сделать это самому. Попросите его показать, где круг, где треугольник, где квадрат. Как правило, в книгах рядом с каждой фигурой нарисованы похожие на нее предметы, пусть в нашем случае это будут мяч, елка и стол (квадратный). Объясните ребенку, что круг похож на мяч, треугольник на елку, квадрат на стол. Вместе с ребенком рассмотрите все примеры, которые будут нарисованы в книге. Потом попросите его самостоятельно показать картинки на которые похожи круг, треугольник, квадрат.

Таким не хитрым способом ребенок будет отвечать на ваши вопросы, а вы будете понимать, как малыш усваивает материал. Названия и характеристики фигур, предметов запомнятся и попадут в пассивный словарь ребенка, для того чтобы потом перейти в активную речь.

Рассмотрим еще несколько важных пунктов на примере выбранной темы.

Если ребенок ошибается, спокойно поправьте его, объясните материал заново.

Не сидите целый день над одним и тем же заданием. Ребенку будет скучно и не интересно, и вам самим тоже.

Подкрепляйте полученные знания. Фигуры можно нарисовать, раскрасить. Вы можете вырезать фигуры из бумаги или картона, чтобы ребенок, потрогал их. В магазинах продаются тематические игры, которые можно приобрести в помощь к картинкам. В нашем случае это может быть простой набор разноцветных фигур, из нескольких кругов, треугольников и квадратов. Эти фигуры можно рассмотреть, потрогать, соединить друг с другом только круги, только треугольники, только квадраты. Разновидностей игр очень много.

Не забывайте пройденный материал. Время от времени повторяйте его. В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на то, что табуретка - это квадрат, а тарелка - круг. Позднее, вы увеличите словарный запас ребенка названиями других фигур и если к тому времени еще не будет активной речи, то этим же самым способом.

Не работает «скажи», сработает «покажи», по этому принципу вы с ребенком можете изучать все необходимые темы, до тех пор, пока речь не станет активна.

Изображение на аватарке - из кладовых интернета.