Найти тему
В поисках айкидо.

Обучение айкидо.

Обучение айкидо в нашей статье – процесс в ходе которого занимающийся, развивая свои качества, овладевая различными техниками, становится тем человеком, для которого айкидо из предмета изучения переходит в инструмент самовыражения и саморазвития (в достаточно широком смысле).

Поскольку мой личный опыт в качестве сенсея (инструктора) связан в большем степени с занятиями с молодыми людьми, чей возраст не превышает 30 лет, статья описывает процесс обучения в этой целевой группе, однако осмелюсь предположить, что многое справедливо и для старших возрастом адептов айкидо.

Никто не учил меня учить айкидо в силу ряда причин и обстоятельств, характерных думаю для большинства инструкторов моего поколения (я начал заниматься в 1990 году в возрасте 17 лет). Все мои достижения - это самообразование и опыт, хотя и не всегда положительный. Сегодня после 20 лет занятий с детьми, из которых 12 лет в качестве руководителя детской школы айкидо, могу сказать, что степень юданся (черный пояс) получили 15 моих учеников из которых четверо продолжают заниматься профессионально, работают инструкторами, двое готовятся стать частью нашей команды в Детской Школе Айкидо AIKIDOTEAM. Все они возраста от 15 до 25 лет. Поскольку они стали юданся в разное время и в разные периоды моей зрелости как инструктора, в первою очередь, глядя на них, у меня сегодня сложилось видение, претендующей на целостность, картины процесса обучения айкидо, отражающей разные этапы становления занимающегося. Я попытаюсь выделить моменты, которые считаю критически важными.

Самое главное в обучении – понимать, чему учишься. Знание истории становления айкидо позволяет точно определить общие цели занятий, отношение к практике и направление приложения усилий для своего развития.

В нашей Детской Школе Айкидо мы определяем айкидо, как способ практики Будо (старинных воинских искусств), основанный на взаимной помощи друг другу, и исключающий любую конкуренцию и дискриминацию. Основным универсальным инструментом практики мы считаем силу кокю. Кокю мы определяем, как сила которою от ног мы передаем к рукам, в виде усилий мышц –для начинающих и как результат этого действия с хорошим таймингом и участием дыхания на старших классах. Аналогично, мы определяем укэми, с той лишь разницей, что мы принимаем от нагэ силу кокю по направлению обратному - из рук (или точки контакта) в ноги. Укэми для нас понятие такое же ключевое, как и кокю. Через такую, несложную схему понятий и должно, после периода от 6-10 лет, получиться цельное понимание, которое мы считаем достаточным для саморазвития, совершенства и творчества.

На данном Пути нас ожидают три главных этапа, три вершины – по сути три важных периода становления. Каждый из них – поиск наиболее важного и закладка плодов, которые мы будем пожинать очень нескоро. Однако вкус их в дальнейшем зависит от нашего поведения именно сейчас.

В боевых искусствах этапы становления мастерства не являются последовательными. Обучение не похоже на модульное. Каждый освоенный этап – не только базис для следующего, но и продолжает далее своё развитие. Для тех кому интересно рекомендую - Кано Дзигоро «Разум над мускулами», глава «О трех уровнях дзюдо».

1. Первые шаги.

Первые шаги для сенсея и его начинающих учеников можно выразить лозунгом: «ВАЖНО ВСЕ! СЕЙЧАС!».

Важно! Прежде чем броситься с азартом в обучение двигательным навыкам,-укэми, падениям и перекатам, и конечно общеукрепляющим упражнениям, - стоит объяснить, чем предстоит заниматься. У занимающихся должны быть не только минимальные теоретические познания, а также знания, которые помогут им в дальнейшем. Понимание и осознание которых требует длительного времени. Например, айкидо, будо, кеико, додзе, реиги. Желательно, что бы отражение этих понятий присутствовало в постоянной практике, и на них сенсей периодически должен указывать.

-2

Следующий акцент должен быть на необходимых навыках учиться: понимание необходимости запоминания и выполнения тренерского задания, как ассистировать сенсею, умение повторять показанные действия и осознавать правильность или не правильность, понимать важность постоянного анализа: «а правильно ли я делаю?».

Важно дать понять, что последовательность действий в техниках, форма выполнения приемов – все это охвачено единым общим принципом. Сихо-наге – принципом сихо, Икке осае – принципом осае. Важность понимание принципов есть цель обучения техники, а не четкое знание формы.

Создать для ученика этакий клубок информации понятий и знаний, причем так что бы каждый виток этого клубка согревал, а не задушил ученика – вот сверхзадача этапа.

2. От кихон к творчеству.

Кихон –базовая техника айкидо. Базовые формы. Важность их освоения никто не оспорит. Но я попытаюсь. Важна не идеализация форм. Четкая форма, сама по себе, не должна быть самоцелью. Это убивает. Важно понимать то, как эта форма связана с принципом, который она иллюстрирует. Тогда точность формы - результат глубины понимания принципа. Иначе легко стать начетчиком.

Понимание кокю и укеми необходимо развить. Надо добавить в наш арсенал использование авасе и мусуби. Кокю, укеми, авасе и мусуби – становятся взаимообусловленными.

-3

На хорошем уровне базовой техники можно пытаться делать дзию-ваза и хэнка-ваза, это повышает навыки реализации принципов айкидо.

На первом этапе мы занимаемся с начинающими общими физическими упражнениями, которые обеспечивают освоение начальной техники айкидо (перекаты, простые действия, типа сумиотоси). Это общеразвивающие упражнения – пресс, отжимания, варианты подтягиваний, координационные упражнения и т.д. Однако на втором этапе занятия физической подготовкой должны отойти полностью в самостоятельные занятия. Сейчас изучение кихон требует от нас развитие таких качеств, как скорость, ловкость, чувство баланса. Это должно быть не только понято занимающимися, но и осмысленно во взаимосвязи с выполнением техники и принципами – дистанция, тайминг и дыхание выходят на первый план.

Работа с несколькими партнерами, и работа с оружием должна органично быть продолжением практики без оружия и работе с одним нападающим. Поэтому сенсею самому важно не только расти в этих видах практики, а также следить и осознавать взаимосвязь реализации принципов айкидо в этих специфических разделах.

-4

Задачей этого этапа является формирование возможностей для творческого развития занимающегося, мы готовим нашего ученика к осознанной работе в разных условиях-быстро, медленно, стоя, в сувари, с оружием и т. д. Побуждаем его к активной разносторонней работе, и совершенно осознанно.

-5

Наравне с вышесказанным, важно уметь наблюдать за мастерами высокого уровня – иметь опыт ассистировать им, понимать основные моменты выполнения ими техник. Понимать парадигмы их технического становления. Иметь широкий кругозор в этом отношении.

3. Творчество и стремления.

Самый интересный и благодарный этап. Наша проверка и время промежуточных результатов.

Хочется помочь раскрыться нашему ученику, сделать его своим партнером по поиску, стремлениям и дерзаниям. Но у него свои амбиции. Амбиции – плод нашей мотивации. С одной стороны, плохо если мы ограничиваем его в этом. Кто в 25 лет не мечтал изменить мир? Хоть раз? Это хорошо, если есть мечты – главное отсутствие оппортунизма. Оппортунизмом я называю стремление отказаться от главного и абсолютного, в угоду сиюминутной выгоде. А так, чем выше мечты и амбиции, тем лучше. Главное готовность трудиться для их реализации.

Технически думаю нет иного пути развития, чем попытка создания собственной органичной манеры исполнения. Основное – это реализация принципов айкидо в одной технике. Органично. Вместе. В каждом приеме. Это думаю главный Путь роста. Трудный и долгий.

Тут важно умение анализировать, которое мы заложили на первом этапе, когда объясняли связь принципа с действием. Развивали на втором этапе, когда рассматривали принципы в базовых формах, учились их использовать в разных условиях (дзё-ваза, буки-ваза и т. Д.). Теперь результатом анализа должен стать желаемый план работы и развития, намеченный занимающимся на основе своего уже опыта, а также общении - с вами, вашими коллегами, мастерами высокого уровня, информации полученной из каких-либо источников.

-6

Результат? А вот здесь писать о результате преждевременно.

Однако надеюсь пережить несколько раз, а может и просто дожить до главной педагогической драмы:

«Ученик превзошёл учителя!».

Этого пожелаю нам с вами, коллеги!

Хорошего кеико!

До встречи на татами!