Однажды встретила в довольно популярном пособии для занятий с неговорящими детьми конспект занятия, который буквально порвал меня на когнитивные диссонансы. Предлагалось занятие с большим количеством сенсорного материала на подержать, пощупать, понюхать, полизать, размазать и покидать, объединенное общей темой, тадам... Пираты.
Продолжая разговор про анимацию - а что же на самом деле любят дети? В комментариях к предыдущей статье многие ответили, что их дети аниматоров как раз не любят. То есть, о чем мы и говорили - такая себе история, не для всех. И в жизни и в коррекции. Кому-то нравится, для кого-то повод уйти в истерический штопор. Беда-то в том, что стали насаждать как единственно правильное. Не скачешь, не пляшешь, не хохочешь - значит слабый, замшелый, несовременный педагог. Что же на самом деле надо детям? Всем, без исключения?
Да внимание им нужно. Не уделение внимания, когда я улыбку в сорок два зуба на лицо прицепила и заученно повторяю молодец, здорово, да что ты говоришь, при этом старательно размышляя о своем. А внимание истинное, когда взрослый смотрит и видит, слушает и слышит. И это гораздо сложнее, чем клоунский нос нацепить и поскакать, видя только такого гениального себя, но не видя ребенка. В тех же днях рождениях с анимацией - а всегда ли мы замечаем собственно виновника торжества? Сценарий един для всех, какой-нибудь квест или викторина, и именинник никак в ней особым образом не выделен - а надо бы, ведь это его день. Отсюда и частые детские слезы и разочарование после праздника - вроде и весело было, и подарки, но где же я и мой день? Ребенок не может никак сформулировать свое разочарование, но вот испытывает часто.
Так же и в коррекции. Скакать и хохотать вокруг какого-нибудь тихого флегматичного Коленьки будет идеей, заведомо обречённой на провал, гораздо продуктивнее будет сесть с ним рядом и присоединиться к его интересам. Ну а про бессмысленность игры с ребенком, который играть пока не научился, я уже многократно писала.
Откуда же этот тренд на увеселение, которое, вроде как, благотворно само по себе и, вроде как, можно даже и цели особо не ставить, просто поиграть с ребенком и опп, что-нибудь там разовьётся. Да от самих специалистов же.
Я тут рассуждаю про игру с позиции теории ведущей деятельности Выготского, но есть ведь и другие учения, в которых часто игрой называется вообще все, чем занят маленький ребенок. Нюхает шарики - игра, крутит верёвочку - игра, раскладывает машинки в ряд - игра. Ну хорошо, пусть так. Сама же пишу - присоединиться надо к его интересам, уделить внимание. Сама себе противоречу?
Пожалуй, нет. Присоединиться - да, но не навязать извне свое без запроса и, главное, без учёта зоны ближайшего развития. Не навязать громогласного Человека-паука маленькому нежному невротику. Не организовывать развернутый игровой сюжет на тему "Магазин и встреча гостей" вокруг ребенка, который пока лишь нюхает верёвочку, понимая, что до того магазина ему как до луны. Мы конечно будем хотеть, чтобы когда-нибудь он сюжет этот понял, и будет учить ребенка в том числе и играть - но по ступеням же онтогенетическим, а не с бухты барахты магазин. С тем же успехом можно мне сейчас экзамен по высшей математике устроить, ну а что, полезно же, пару новых слов узнаю, если повезёт.
Однажды встретила в довольно популярном пособии для занятий с неговорящими детьми конспект занятия, который буквально порвал меня на когнитивные диссонансы. Предлагалось занятие с большим количеством сенсорного материала на подержать, пощупать, понюхать, полизать, размазать и покидать, объединенное общей темой, тадам.... Пираты. Пираты - и что-то там размазать и полизать. Когда вы представляете себе ребенка, с которым можно обсудить тему пиратов, вы кого перед собой видите? Лично я представляю мальчишку с типичным развитием лет как минимум шести. Который уже точно ничего не лижет кроме мороженого и не размазывает кроме пластилина в соответствующей поделке. Ему зачем это все?! А тому, кто нюхает и лижет - зачем пираты? Ему что пираты, что носик с глазками, все пока едино непонятно.
И что получилось - что-то такое в игровой форме. Целевая аудитория же сего действа абсолютно непонятна. Я лично ни к кому из своих учеников за двадцать лет практики не смогла бы этот конспект применить. Точнее смогла бы, если б совсем не думала - о, методичка, отлично, погнали. Но не думать я не умею. И такого добра в сети полно, читают родители и с ума сходят - о, крутое же занятие, надо делать! И начинают применять. Либо ищут того, единственного, который применит. У которого на занятии нонстоп мячи летят, волчки жужжат, гамаки качаются и шишки с орбизами рассыпаются.
Плохи ли шишки? Нет, у меня тоже имеются. Открою простой секрет проверки качества специалиста, я его открывала уже, но не будет лишним повторить. В конце занятия задайте ему один вопрос - над чем вы сейчас работали? И внимательно слушайте ответ. Если услышите - мы ходили по нейродорожкам, бросали мячи и использовали балансир - бегите. Вам сейчас перечислили средства, не указав цель. Вам ответили не на заданный вопрос "над чем". Вам перечислили - "чем". Игровую форму любимую обрисовали. Без содержания. Было ли оно там вообще? Вопрос.
И ещё. Если вы сами занимаетесь с ребенком и увидели в интернете что-то такое вах! Надо срочно попробовать!!! Задайте себе тот же вопрос - зачем? Что вы собираетесь сейчас развивать? Если можете сами себе ответить - отлично, пробуйте. Если ответ для вас звучит как - "ну прикольно, значит, наверное, полезно ребенку" - перечитайте эту и предыдущую статью и пойдите лучше налейте себе чашечку кофе.
Автор статьи - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист. Сайт http://logoped-olga.tilda.ws/
Телеграм-чат https://t.me/+mbauqdIz2CtjN2Ri