С 2013 года 44-ФЗ запрещает прямое общение заказчика и поставщика, чтобы не допустить сговора. А как поступить, если в ТЗ ошибки и выполнить его невозможно? Для этого существует запрос разъяснений.
Это легальный способ связаться с членами комиссии по осуществлению закупки через электронную торговую площадку и урегулировать спорные моменты без привлечения ФАС.
Кстати, запрос разъяснений бывает двух видов:
1. Положение документов о закупке - когда есть вопросы по документации;
2. По итогам закупки - когда нужно уточнить, как именно заказчик оценивал вашу заявку.
Зачем нужен запрос разъяснений
Ошибки допускают все, в том числе и госорганизации – и это нормально. И чаще всего встречаются следующие:
Неверные данные. Многие заказчики допускают ошибки в параметрах, стандартах и т.д, например:
· Неправильный ГОСТ;
· Отсутствие частички «не» - очень частая ошибка, из-за которой меняется вся суть ТЗ. Вот пример, «выше 1 пог.м / не выше 1 пог.м.»;
· Несуществующие характеристики, например, указывают скорость вращения в SSD-дисках.
Размытые характеристики. Часто заказчики не прописывают уточняющие параметры, вроде СИ. Например, не указано, измеряется изделие в миллиметрах или сантиметрах.
Слишком сложное описание ТРУ. Заказчик может «увлечься» и сделать ТЗ таким, что его прочитать невозможно. По итогу изучение задания занимает больше времени, чем подача заявки.
Закупка ТРУ, попадающих под национальный режим. Заказчик прописывает в извещении неверный код, чтобы избежать применения нацрежима и купить товар иностранного производства.
Обычно заказчики охотно отвечают на запросы, потому что альтернатива – ответ перед поставщиком в Федеральной антимонопольной службе.
Сроки подачи запроса разъяснений
Запросы можно подать на конкурсах и аукционах. При запросе котировок и закупках у единого поставщика подача не предусмотрена.
Допустимые сроки – 3 суток до окончания приема заявок, т.к. заказчику нужно изучить обращение и подготовить ответ. Но по ст. 193 ГК РФ, если последний день выпадает на субботу-воскресенье, то срок отодвигается на понедельник.
Каждый поставщик может подать до 3-х запросов по одной закупке, но вот количество тезисов в одном обращении никак не регулируется.
Как составить запрос разъяснений
44-ФЗ не регламентирует формат документа, поэтому можно подавать его в свободной форме. Заказчик в любом случае должен ответить на обращение.
Если нужна дополнительная информация или уточнение, то достаточно развернутого вопроса. Но если вы хотите убедить заказчика внести правки, то стоит добавить:
· Ссылки на разделы извещения с ошибками;
· Доказательства, что заказчик ошибся;
· Просьбу исправить извещение или приложение;
· Ссылку на закон, который заказчик нарушит, если не внесет изменения в извещение.
Через сколько ответит заказчик
Электронная торговая площадка автоматически направит запрос заказчику – максимум через час он получит обращение. На рассмотрение и ответ у него есть до 2-е суток, не считая дня обращения.
Заказчик публикует ответ в ЕИС, поэтому корректировки увидят все поставщики. Если ответа не последовало, то смело обращайтесь в Антимонопольную службу.
Вот и все, что нужно знать о запросе разъяснений. Если вам нужна помощь – обращайтесь ко мне, всегда помогу:
Telegram: https://t.me/ed2btrading
Почта: socialmos@yandex.ru
Вконтакте: https://vk.com/goszakupkipro
Делитесь статьей с коллегами и пишите в комментариях, были ли у вас проблемы с заказчиками.
Другие статьи:
Протокол разногласий в госзакупках: что это такое и зачем он нужен
10 изменений в госзакупках в 2023 году, о которых нужно знать
О национальном режиме в госзакупках простым языком