Найти тему

Доктрина трансфера

Концепция технологического развития России до 2030 года станет еще одним доктринальным документом в сфере технологий и инноваций. Она, по замыслу, должна фокусироваться на этапе «долины смерти», стягивать берега науки и производства, наводить мосты. Развитие науки и развитие производства должны быть сопряжены друг с другом – на это особое внимание обратил Андлрей Белоусов, который курирует данную работу:

«Данные процессы расположены рядом, попытки выстроить между ними взаимосвязь уже предпринимались, но результаты недостаточны».

Концепция определит понятие, цели, задачи и принципы достижения технологического суверенитета страны, а также целевые показатели технологического развития. Она состоит из трёх разделов: устойчивый технологический суверенитет, технологии как фактор роста экономики и развития социальной сферы и технологическое обеспечение устойчивого функционирования производственных систем.

Каждый из этих разделов состоит из механизмов, которые позволят решить эти задачи, – это в том числе подготовка кадров и развитие компетенций, концентрация отечественной науки на приоритетах, устранение регуляторных барьеров, создание условий для роста малых технологических компаний, локализация производства, запуск крупных промышленных проектов и другие.

Достижение технологического суверенитета и интеграция науки и производства будет вестись сразу несколькими способами.

Первый – институциональная «сшивка» научной и производственной составляющих. Этот подход уже, например, реализуется в формате перезапущенных в конце прошлого года Правительством соглашений с компаниями-лидерами, крупными государственными корпорациями по развитию сквозных технологий.

Еще два вектора в трактовке Андрея Белоусова:

«Второй способ – создать такую среду, когда компании зарабатывают на исследованиях, создавая добавленную стоимость и капитализацию именно за счёт разработки и внедрения новых технологий.
Третий – промышленные мегапроекты, которые в силу своего масштаба интегрируют обе составляющие». В частности, создание таких крупных продуктов, как авиационная техника, беспилотники, локомотивы, турбины, суда. Будущая концепция призвана органично объединить эти три подхода».

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул значение университетов как драйверов научно-технологического развития. Особое значение здесь имеет программа «Приоритет-2030» и сформированные в ее рамках консорциумы. На важность бесшовной интеграции усилий вузов и научных институтов в рамках консорциумов обратил внимание и вице-президент РАН Сергей Алдошин.

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов подчеркнул важность сопряжения полного инновационного цикла с подготовкой кадров. Это поможет, с одной стороны, сфокусировать образовательные программы на перспективные направления, с другой, абитуриенты смогут более осознанно подходить к выбору университета и программ подготовки.

На данный момент окончательно неясно, как будут стыковаться положения Стратегии научно-технологического развития и новой Концепции. В идеале последняя должна развивать и углублять те положения, что заложены в СНТР с фокусом на этап технологического трансфера и внедрения культуры инноваций.

В любом случае отрадно видеть, что дискуссии проходят с привлечением широкого круга заинтересованных лиц. В обсуждении концепции приняли участие представители бизнес-сообщества (венчурных фондов, институтов развития, крупнейших банков), научно-образовательных кругов (РАН, ведущих вузов и научных организаций) и органов власти (министерства, Администрация Президента, представители крупнейших регионов).

Подробнее: http://government.ru/news/47595/

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30071