Стоит смотреть хотя бы ради рассуждений о положении человека в обществе на примере маятника. Сверху много прав и абсолютная власть, но никакой свободы, ты зафиксирован в одной точке. Внизу – полная свобода, но никаких прав, ты никто. То ли дело серединка. Золотая серединка. Что хочу, то и ворочу. И власть есть, и свобода передвижения, и вообще всё. Идеальный вариант для тех, кто предпочитает вести нечестный образ жизни.
«Преступление» нужно смотреть обязательно по порядку, потому как это дилогия и фильмы между собой тесно связаны сюжетно.
Первая часть называется «Нетерпимость», вторая, двухсерийная – «Обман». Главные герои – отец и сын Каретниковы. Яблочко от яблоньки.
Прошу извинить за не очень удачные фото. Фильм, к сожалению, ужасного качества - самое лучшее, что получилось, добавила в статью в качестве иллюстраций.
🎬Преступление (1976)
Итак, первая часть посвящена сыну, Владимиру Каретникову. Володя (Виталий Юшков) - очаровательный молодой человек, старшеклассник. Он умен, сообразителен и подкован во многих вопросах. Несмотря на все эти превосходные качества, сидит второй год в одном классе из-за собственной лени и чувства, что школа его просто не достойна.
Нет в Володе человечности. На людей он смотрит, как на вещи, совершенно спокойно использует их по своему усмотрению и для достижения своих же целей. Каретников младший искренне считает себя выше всех прочих – учителей, одноклассников, девушки. Все плебеи, один я король. Хозяин жизни, который еще даже школу не окончил.
Жестокий и эгоистичный нарцисс, который легко может и девушку свою ударить, и единственного «друга» в узде держать. В кавычках, потому как дружить с Володей можно только если ты загнан в невыносимые рамки этой дружбы некими обстоятельствами.
И вот этот чудо-ребенок, на начало фильма уже совершивший две кражи, сидит в суде с наглым выражением лица и мило улыбаясь, говорит, что больше так не будет. Ну да, ну да.
Володя раздражает с самых первых кадров. Наглый, самодовольный. По сути, ничего из себя не представляющий, но умеющий держать «лицо» в любой ситуации.
За Каретникова вступаются директор школы и учитель, интеллигентный и тихий Павел Сергеевич (Игорь Озеров). Они дают личное поручительство и суд ограничивается условным наказанием.
Примечательно поведение Каретникова-старшего. Григорий Васильевич (Владислав Стржельчик) произносит пламенную речь, когда ему дают слово. Ах, какой сын негодяй, как он мог, да я в его годы, и все в таком духе с пеной у рта и едва ли не краснея, требуя наказать подлеца-наследника по всей строгости и приплетая фронт и былые заслуги собственной молодости. Не то, что нынешнее поколение, которому энергию девать некуда.
И как разительно меняется Григорий Васильевич на школьном собрании, куда позже пригласили его по поводу неподобающего поведения сына, который планирует сдать экзамены экстерном и на уроки не ходит, потому что ему, видите ли, скучно два раза одно и тоже слушать.
Тут впервые становится понятно, что Володя, в общем то, продукт своего родителя. Отец разговаривает уверенно и нагло, без капли уважения, ясно давая понять, что сын его имеет право быть тем, кем он есть, ведь по своему развитию и положению как минимум на голову выше всех присутствующих. Вспоминается «Скотный двор» Джорджа Оруэлла:
«Все равны, но некоторые равны более других».
Страшно, очень страшно наблюдать за падением в пропасть Володи. Отец, прекрасно зная, каков сын, не пытается хоть как-то повлиять на него. По мнению Каретникова-старшего плохо лишь то, что Володя слишком мелкие цели выбирает. То, что для этого он поступается принципами нормального человека и этическими нормами – ему не интересно. В результате Володя продолжает катиться вниз – морально и физически принижая и унижая ближайшее окружение, не воспринимая никакого неповиновения. В смысле девушка решила с ним расстаться? С такими, как Володя Каретников не расстаются. Можно и пожалеть.
Володя, который не видит границ вообще, ранее вступивший на опасную дорожку подростковой преступности в итоге получает реальный срок, едва не убив человека. Так, легко и играючи выхватив нож.
И знаете, вот вообще ни капли жалости. Даже на сцене прощания отца и сына в тюрьме. На глазах Володи - слёзы. Слёзы, которым я не верю. Страшно ему оказаться в местах не столь отдаленных. Но вот убить – не очень страшно. И прекрасно бы жилось Володечке дальше, без угрызений совести и душевных мук, сумей папа его отмазать.
Да только папа не сумел, потому что у самого рыльце в пушку.
И вторая часть, «Обман», раскрывает нам Григория Васильевича во всех красках.
Помимо Володи, у Каретникова есть старшая дочь, жизнь которой заботливый папа тоже изрядно подпортил. А еще жена, которая много лет из больниц не вылезает. И если по началу, в «Нетерпимости» мы только слышим о несчастной супруге и о том, что «маму нельзя беспокоить, ведь ей нельзя волноваться» (ну надо же, какая забота), то позже оказывается, что Каретников идет навещать жену, а апельсины для передачи ему любовница в сумку укладывает. Идиллия.
Обман больной жены (ибо она даже не знает, что любимого сыночка в тюрьму упекли, наивно веря байкам мужа о поступлении в университет), сломанные судьбы детей и как знак превосходства – расхищение социалистической собственности в особо крупных размерах. Очень нехорошая статья. Как начальник отдела крупного ткацкого предприятия (серединка маятника!) творил Григорий Васильевич, что хотел и что приносило громадные по тем временам деньги.
Тут появляется еще одна сюжетная линия – расследование майора милиции Александра Владимировича (Юрий Соломин), который приехал из Москвы по одному делу, зацепился за Каретникова-старшего и плавно и очень красиво расплел весь клубок.
Как великолепны в своих ролях Соломин и Стржельчик. Просто гениально. Плохое и хорошее. Добро и зло. Просто браво!
«Преступление» — это, наверное, в первую очередь история о том, как влияет семья и её установки на детей. У страшного человека получился страшный сын. И я уверена, что ничему Володя в тюрьме не научится, ни собственный пример, ни печальная участь отца его не изменят.
Н И Ч Е Г О. Каретниковы всегда будут Каретниковыми.
Очень напоминает семьи Броуди, Будденброков или Любавиных. Такая история падения одной семьи. Советской семьи Каретниковых.
Удивительно сильный фильм. Смотрели?