Найти тему
КиноБуква

Почему советский детективно-психологический фильм «Преступление» произвел на меня такое сильное впечатление

Оглавление

Стоит смотреть хотя бы ради рассуждений о положении человека в обществе на примере маятника. Сверху много прав и абсолютная власть, но никакой свободы, ты зафиксирован в одной точке. Внизу – полная свобода, но никаких прав, ты никто. То ли дело серединка. Золотая серединка. Что хочу, то и ворочу. И власть есть, и свобода передвижения, и вообще всё. Идеальный вариант для тех, кто предпочитает вести нечестный образ жизни.

«Преступление» нужно смотреть обязательно по порядку, потому как это дилогия и фильмы между собой тесно связаны сюжетно.
Первая часть называется «Нетерпимость», вторая, двухсерийная – «Обман». Главные герои – отец и сын Каретниковы. Яблочко от яблоньки.

Прошу извинить за не очень удачные фото. Фильм, к сожалению, ужасного качества - самое лучшее, что получилось, добавила в статью в качестве иллюстраций.

🎬Преступление (1976)

Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков
Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков

Итак, первая часть посвящена сыну, Владимиру Каретникову. Володя (Виталий Юшков) - очаровательный молодой человек, старшеклассник. Он умен, сообразителен и подкован во многих вопросах. Несмотря на все эти превосходные качества, сидит второй год в одном классе из-за собственной лени и чувства, что школа его просто не достойна.

Нет в Володе человечности. На людей он смотрит, как на вещи, совершенно спокойно использует их по своему усмотрению и для достижения своих же целей. Каретников младший искренне считает себя выше всех прочих – учителей, одноклассников, девушки. Все плебеи, один я король. Хозяин жизни, который еще даже школу не окончил.

Жестокий и эгоистичный нарцисс, который легко может и девушку свою ударить, и единственного «друга» в узде держать. В кавычках, потому как дружить с Володей можно только если ты загнан в невыносимые рамки этой дружбы некими обстоятельствами.

И вот этот чудо-ребенок, на начало фильма уже совершивший две кражи, сидит в суде с наглым выражением лица и мило улыбаясь, говорит, что больше так не будет. Ну да, ну да.

Володя раздражает с самых первых кадров. Наглый, самодовольный. По сути, ничего из себя не представляющий, но умеющий держать «лицо» в любой ситуации.

За Каретникова вступаются директор школы и учитель, интеллигентный и тихий Павел Сергеевич (Игорь Озеров). Они дают личное поручительство и суд ограничивается условным наказанием.

Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков
Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков

Примечательно поведение Каретникова-старшего. Григорий Васильевич (Владислав Стржельчик) произносит пламенную речь, когда ему дают слово. Ах, какой сын негодяй, как он мог, да я в его годы, и все в таком духе с пеной у рта и едва ли не краснея, требуя наказать подлеца-наследника по всей строгости и приплетая фронт и былые заслуги собственной молодости. Не то, что нынешнее поколение, которому энергию девать некуда.

И как разительно меняется Григорий Васильевич на школьном собрании, куда позже пригласили его по поводу неподобающего поведения сына, который планирует сдать экзамены экстерном и на уроки не ходит, потому что ему, видите ли, скучно два раза одно и тоже слушать.

Тут впервые становится понятно, что Володя, в общем то, продукт своего родителя. Отец разговаривает уверенно и нагло, без капли уважения, ясно давая понять, что сын его имеет право быть тем, кем он есть, ведь по своему развитию и положению как минимум на голову выше всех присутствующих. Вспоминается «Скотный двор» Джорджа Оруэлла:

«Все равны, но некоторые равны более других».

Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков
Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков

Страшно, очень страшно наблюдать за падением в пропасть Володи. Отец, прекрасно зная, каков сын, не пытается хоть как-то повлиять на него. По мнению Каретникова-старшего плохо лишь то, что Володя слишком мелкие цели выбирает. То, что для этого он поступается принципами нормального человека и этическими нормами – ему не интересно. В результате Володя продолжает катиться вниз – морально и физически принижая и унижая ближайшее окружение, не воспринимая никакого неповиновения. В смысле девушка решила с ним расстаться? С такими, как Володя Каретников не расстаются. Можно и пожалеть.

Володя, который не видит границ вообще, ранее вступивший на опасную дорожку подростковой преступности в итоге получает реальный срок, едва не убив человека. Так, легко и играючи выхватив нож.

И знаете, вот вообще ни капли жалости. Даже на сцене прощания отца и сына в тюрьме. На глазах Володи - слёзы. Слёзы, которым я не верю. Страшно ему оказаться в местах не столь отдаленных. Но вот убить – не очень страшно. И прекрасно бы жилось Володечке дальше, без угрызений совести и душевных мук, сумей папа его отмазать.

Да только папа не сумел, потому что у самого рыльце в пушку.

Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков
Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков

И вторая часть, «Обман», раскрывает нам Григория Васильевича во всех красках.

Помимо Володи, у Каретникова есть старшая дочь, жизнь которой заботливый папа тоже изрядно подпортил. А еще жена, которая много лет из больниц не вылезает. И если по началу, в «Нетерпимости» мы только слышим о несчастной супруге и о том, что «маму нельзя беспокоить, ведь ей нельзя волноваться» (ну надо же, какая забота), то позже оказывается, что Каретников идет навещать жену, а апельсины для передачи ему любовница в сумку укладывает. Идиллия.

Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков
Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков

Обман больной жены (ибо она даже не знает, что любимого сыночка в тюрьму упекли, наивно веря байкам мужа о поступлении в университет), сломанные судьбы детей и как знак превосходства – расхищение социалистической собственности в особо крупных размерах. Очень нехорошая статья. Как начальник отдела крупного ткацкого предприятия (серединка маятника!) творил Григорий Васильевич, что хотел и что приносило громадные по тем временам деньги.

Тут появляется еще одна сюжетная линия – расследование майора милиции Александра Владимировича (Юрий Соломин), который приехал из Москвы по одному делу, зацепился за Каретникова-старшего и плавно и очень красиво расплел весь клубок.

Как великолепны в своих ролях Соломин и Стржельчик. Просто гениально. Плохое и хорошее. Добро и зло. Просто браво!

Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков
Кадр из фильма «Преступление», 1976 год, режиссер Евгений Ташков

«Преступление» — это, наверное, в первую очередь история о том, как влияет семья и её установки на детей. У страшного человека получился страшный сын. И я уверена, что ничему Володя в тюрьме не научится, ни собственный пример, ни печальная участь отца его не изменят.

Н И Ч Е Г О. Каретниковы всегда будут Каретниковыми.

Очень напоминает семьи Броуди, Будденброков или Любавиных. Такая история падения одной семьи. Советской семьи Каретниковых.

Удивительно сильный фильм. Смотрели?

Как думаете, у Володи есть шанс на исправление? Точнее, даже так: воспользуется ли Володя шансом на исправление. Ведь шанс-то есть всегда. А вот с желаниями надо быть осмотрительнее.