Осенью 2006 года, на страницах New York Times, читателям сообщают интересный факт: одним из самых популярных телешоу в Японии становится «PROJECT X». Это не фантастический триллер, как можно подумать, а документальный фильм о технологическом лидерстве в послевоенной Японии и традиционном японском качестве.
2006 год в японском обществе ознаменовался прямо противоположными эмоциями. Год сопровождался всплеском отзывов бракованной японской продукции, что неминуемо вызвало общенациональное «заламывание рук» и переоценку ценностей в ток-шоу на радио, на первых полосах газет, в тихих коридорах правительственных министерств. Даже в местных магазинах лапши разговор заходит об уязвленной гордости японцев и опасениях, что Япония может потерять свое преимущество, уступив Южной Корее и Китаю.
Процесс «переосмысления ценностей» крупными японскими корпорациями начинается, видимо, уже в самом начале 2000-х. К 2003 году появляются завершенные аналитические статьи и отчёты, объясняющие новый мировой порядок в разделении труда. В первую очередь, между Японией и Китаем. Скоро мы перестанем читать на продукции японских брендов «Made in Japan». Эту надпись вытесняет ставшая обыденной сегодня «Made in China».
Китай — далеко не единственная угроза, с которой сталкиваются японские производители в начале 2000-х. Отдельные японские компании говорят о конкурентах в Америке и Европе. Многих беспокоит технологическое лидерство южнокорейских фирм, таких как Samsung и Hyundai.
В начале 2000-х японские компании удерживают лидерство благодаря сложным интегрированным производственным системам, повторить которые китайским и корейским компаниям удастся ещё не скоро.
Японские компании ещё стараются держать в секрете ключевые технологии. В этом отношении показателен опыт Toshiba - крупнейшего производителя чипов в Японии. Первоначально, в производстве основных микросхем памяти DRAM, компания сотрудничала с южнокорейскими производителями чипов. В результате конкуренты обогнали японцев из Toshiba гораздо быстрее, чем ожидалось, «отъев» солидную долю рынка.
В начале 2000-х японский экспорт в Китай резко увеличивается. Согласно Отчёта Департамента исследований и статистики Банка Японии (август 2003 года), тому есть три причины: (1) самоподдерживающийся рост экономики Китая; (2) вступление Китая в ВТО; (3) увеличение прямых иностранных инвестиций в Китай.
В отчёте отмечается, что внутренний спрос в Китае быстро растёт все последние годы. Расширяется частное потребление, особенно в городских районах вдоль побережья, где растёт число людей с высоким уровнем доходов. Существует высокий спрос на бытовую электронику, мобильные телефоны и отображающие устройства (телевизоры с тонкими жидкокристаллическими дисплеями, цифровые видеоплееры и записывающие устройства, цифровые камеры). Многие японские компании, как раз, имеют ключевые преимущества в отношении этих продуктов и деталей.
Растут инвестиции в строительство. В этом «повинны» крупные национальные проекты, такие как развитие западного Китая, Олимпийские игры в Пекине, запланированные на 2008 год, и Международная выставка в Шанхае, запланированная на 2010 год. Всё это создаёт приятный «климат» для развития инфраструктуры и размещения на территории страны новых заводов.
Полное вступление Китая в ВТО в декабре 2001 года имеет особое значение для развития японского экспорта в Китай в 2002 году и позже. Это обеспечило приятный «правовой» и инвестиционный «климат» для работы на территории Китая иностранных предприятий.
Так в Китай перемещаются многие производства из других стран. В том числе – производство цифровых фотокамер, которые уже в начале 2000-х становятся массовым продуктом и требуют экстернализации затрат, снижения себестоимости для сохранения конкурентных преимуществ. Ведь самым слабым местом Японии является дешёвое массовое производство, которое неуклонно уходит в страны с более низкой заработной платой. Например, в описываемое время, по сравнению с Китаем, заработная плата в Японии выше в 20-30 раз.
Японские компании жестко конкурируют друг с другом и им жизненно необходимо сокращение затрат и постоянное обновление модельного ряда фотоаппаратов, чтобы поддерживать и без того низкую норму прибыли. Поэтому они продолжают перемещать производство в Китай, «оглядываясь» друг на друга. Главное в этой гонке – не упустить момент и не отстать. Экономические механизмы открытого Китая «толкают» их туда.
Спрос на цифровые фотокамеры растет в мировом масштабе – нужно успевать за желаниями потребителей. В новой экономической реальности большая часть окончательной сборки ведется в Китае. Однако Япония по-прежнему имеет сравнительные преимущества в разработке и производстве многих основных частей этих продуктов, таких как датчики изображения и другие соответствующие электронные компоненты (например, чипы, дисплеи, оптика).
Международное агентство новостей и финансовой информации Рейтер, в мае 2002 сообщает: «Японский производитель фотоаппаратов и микросхем Nikon Corp объявила 7 мая 2002 года, что построила завод по производству цифровых фотоаппаратов в Китае, присоединившись к стремлению японских производителей фотоаппаратов повысить эффективность по затратам за счет переноса производства в эту страну».
К этому моменту Nikon уже имеет производственные мощности в Таиланде. Новость появляется после окончания торгов на Токийской фондовой бирже. Акции Nikon тогда падают на 10,35% до 1498 иен.
Nikon не одинока в своём стремлении снизить себестоимость производимой продукции. Крупные японские производители цифровых камер Olympus Optical Co Ltd и Fuji Photo Film Co Ltd уже перенесли часть своего производства в Китай или планируют сделать это в будущем.
Подводя своеобразный итог всему сказанному, стоит процитировать Масару Канеко, профессора экономики Университета Кейо в Токио (2006 год): «Возможно, изменения, происходящие в Японии, связаны не с падением качества производимой продукции, а с тем, что Азия наверстывает упущенное».
Мне приятно видеть одну и ту же надпись на корпусах моей старой цифровой техники – «Made in Japan». Большая часть экземпляров относится к первой половине 2000-х. Но, времена меняются, и сегодня, на корпусах наших фотоаппаратов, уже другие надписи. А сами корпуса и электронная начинка внутри них стремительно становятся одноразовыми.
Фотографии к статье выполнены на старую цифровую фотокамеру Olympus C-8080 с использованием макрообъектива Olympus MCON-35.
Другие публикации на канале
Коллекция моих старых цифровых фотоаппаратов ЗДЕСЬ.
Приветствуется любая помощь проекту: информационная, материальная, аппаратная и объективная :D Сотрудничество и связь - ВКонтакте или ovch@me.com