Дети часто «замирают» когда их что-то сильно пугает. Ребенку может быть сложно самостоятельно понять, что с ним происходит и справиться со своим страхом. В этой статье рассказываем, как помочь ребенку, если он или она напуган/а.
Отнеситесь к страху серьезно
Постарайтесь не использовать фразы «тебе нечего бояться», «не бойся». Ребенок может подумать, что вы не верите, что он или она чувствует страх или ждете, что он/а справится с этим без вас. Если вы не воспринимаете страх всерьез, ребенок может решить, что бояться или сообщать вам о своих страхах — плохо. Скажите ребенку, что бояться — это нормально, и вы понимаете, как ему или ей сейчас непросто, поэтому будете рядом и постараетесь помочь
Задавайте ребенку вопросы
Детям бывает сложно описать словами, чего они боятся. Задайте конкретные вопросы, например, если ребенок часто смотрит куда-то, спросите об этом: «Ты боишься чего-то за дверью?». Не проверяйте вместе, прячется ли кто-то в шкафу, это убедит ребенка, что его или ее страх реален, и вы в это тоже верите. Расскажите, почему в вашем доме безопасно, и спросите, что помогло бы ему почувствовать себя в безопасности. Может, взять с собой в кровать любимую игрушку?
Не давите, если ребенок не хочет говорить
Если ребенок не отвечает на вопросы — не настаивайте. Побудьте рядом и скажите, что вы сможете поговорить об этом, когда ребенок будет готов/а. Можно договориться о сигнале, который ребенок подаст, если захочет вернуться к разговору — например, постучать по столу или потрогать вас по плечу. Предложите ребенку теплое питье или прогулку в любимый парк — это может помочь снизить стресс.
Создайте мягкое пространство
Когда ребенок напуган, ему или ей важно быть в безопасной и комфортной обстановке. Обустройте дома место, в котором ребенок сможет себя так почувствовать: положите удобные мягкие подушки или игрушки, любимые книги ребенка и предметы для рисования, чтобы можно было расслабиться и отвлечься на любимые занятия. Предложите проводить там 10-15 минут, когда ребенок чувствует страх и тревогу.
Предложите изучить страх
Не заставляйте ребенка сразу преодолевать свой страх, а попробуйте вместе разобраться в нём:
- Назовите мысль, из-за которой страшно: «Если я останусь один в комнате, случится что-то плохое».
- Назовите эмоцию: «Я боюсь, что случится что-то плохое, если я останусь один в комнате».
- Попробуйте опровергнуть это: «Я уже оставался один в этой комнате, и ничего плохого не произошло».
- Предложите ребенку повторять эти шаги, когда он или она чего-то боится.
Расскажите, откуда берется страх
Объясните ребенку, зачем нужен страх: расскажите, что это эмоция, которая предупреждает нас о возможных опасностях и помогает от них защититься. Но наш мозг не всегда может определить, настоящая это опасность или нет. Например, мы можем испугаться силуэта в темноте. Из-за того, что мы не можем рассмотреть, что это, мозг предполагает худшие варианты, чтобы уберечь нас от опасности.
Замечайте и проговаривайте изменения
Наблюдайте за поведением ребенка и проговаривайте прогресс, когда он/а делится переживаниями, обращается к вам за помощью или самостоятельно объясняет, что его или ее беспокоит. Например, можно сказать так: «В этот раз у тебя получилось объяснить, что тебя пугает, и мы смогли в этом разобраться. Я очень горжусь тобой и ценю твое доверие, когда ты делишься со мной переживаниями».