Вот уже почти год в Свято-Иверском женском монастыре действует пункт временного размещения для беженок. Одни живут здесь постоянно, другие приезжают отдохнуть от переживаний, третьи останавливаются на ночлег по пути в другие города...
РОДЫ В ПОДВАЛЕ
- Когда бежала прятаться в подвал, осколками посекло руку, - говорит Галина Фотина о своих шрамах - от ладони и выше.
Женщина приехала в наш город из Мариуполя, где трудилась машинистом башенного крана на металлургическом комбинате имени Ильича. Жила одна: муж умер, а взрослый сын уехал в другую страну.
Когда началась специальная военная операция, завод остановился. Люди прятались сначала по домам, а потом по подвалам.
- В нашем убежище народу было битком. Мы всех пускали - никому не отказывали. Запасы еды заканчивались, магазины были разорены. За водой бегали к речке, рискуя погибнуть от снайперской пули, - вспоминает жительница Мариуполя.
Злость придавала Галине смелости. Завидев украинских военных, она подходила к ним и говорила, что в подвале сидят маленькие дети и беременная женщина! Просила дать людям возможность спастись... Все было бесполезно.
Во время одного из обстрелов осколки изрешетили Галине руку, которой она закрывала дверь в подвал. Пришлось терпеть 10 дней, прежде чем удалось добраться до больницы. Там раны прочистили и зашили.
А однажды случилось то, чего внутренне опасались все обитатели подвала: у беременной женщины начались схватки... Благо, среди соседей оказалась медсестра. Она принимала роды в свете разожженного наспех костра.
- Мальчик появился на свет здоровым. Молодой папа весь дрожал и плакал вместе с женой. Спустя неделю маму с новорожденным на бронетранспортере эвакуировали в ДНР, - рассказала Галина.
Сейчас жительница Мариуполя живет в Ростове, в церковном ПВР. В ее собственном доме нет окон и пробита стена. Его ремонтируют. Кроме того, ей нужно решить проблемный вопрос с документами. После этого женщина вернется к себе.
"ИРА, ВЫБЕГАЙ, ГОРИМ!"
Ирина Богдановна Доскач тоже родом из Мариуполя. Пожилая женщина 33 года проработала учителем математики, но из-за инсульта ушла из школы до пенсии. 11 марта в дом, где она жила, попал снаряд. Ирина Богдановна услышала звон стекла и крики соседки с улицы: «Ира, выбегай, горим!».
Схватив сумку с документами, она помчалась к выходу. Пятиэтажка сгорела на ее глазах. Сначала женщину приютили жильцы соседнего дома, а когда от взрывной волны в квартирах вылетели окна, всем пришлось спрятаться в подвале.
- Мы находились недалеко от «Азовстали», где засели нацисты. Три дня мучились от жажды, потом начали совершать вылазки на хлебозавод - к колонке с водой. Когда загорелся подвал, пришлось выбираться наружу, - вспоминает Ирина Богдановна.
Люди каким-то чудом пережили холодную мартовскую ночь. Потом начали разбредаться в поисках нового убежища. Но Ирина Богдановна вскоре отстала от группы из-за сильной боли в тазобедренном суставе.
- Когда не смогла идти, опустилась на землю и поползла.
Пожилая женщина мысленно прощалась с жизнью, когда неожиданно возле нее затормозила машина.
- Я подняла глаза и увидела покореженную развалюху с буквой «Z». Водитель помог мне забраться внутрь и с бешеной скоростью помчался дальше. Он довез меня до поселка на берегу моря, где проходила эвакуация.
Позже Ирину Богдановну отвезли в Донецк, в лагерь для беженцев, устроенный в одной из школ.
- Мой телефон сгорел, и я не знала, как позвонить родственникам. К счастью, в лагере встретила своего бывшего ученика, который помог мне связаться с племянницей в Краснодаре. Один из волонтеров отвез меня к ней, - рассказала жительница Мариуполя.
Какое-то время Ирина Богдановна ютилась у родственницы, но при первой же возможности вернулась в родной город.
- От моего дома осталась одна «коробка». Изнутри он весь выгорел, скорее всего, его будут сносить, - вздыхает пожилая женщина.
Она очень надеется, что в будущем ей предоставят новое жилье взамен разрушенного. А пока обосновалась у знакомой женщины, которая уехала из страны и пустила ее к себе.
"МНЕ ЕЩЕ ПОВЕЗЛО"
- Но мне еще повезло - я осталась жива. А у моей двоюродной сестры на глазах снарядом убило мужа. Она спряталась во время обстрела, а потом не смогла найти его тело и похоронить, - вздыхает пожилая женщина.
Когда сотрудники местного Центра социального обслуживания предложили своим подопечным - инвалидам и одиноким пенсионерам - отправиться в Дом ветеранов войны и труда № 1 в Санкт-Петербурге, Ирина Богдановна с радостью дала согласие. Ей нужно было восстановить душевное равновесие и поправить здоровье.
- У многих людей в домах холодно, нет окон, отопления. Вот и было решено эвакуировать их в северную столицу на несколько месяцев, чтобы они смогли перезимовать в человеческих условиях, - пояснила соцработник Светлана Ясиненко.
На автобусе пожилые люди приехали в Ростов, чтобы затем поездом отправиться в Санкт-Петербург. В церковном ПВР их накормили и разместили на ночлег. А утром они продолжили путь.
ЗАМЕРЗЛА ПРЯМО В КВАРТИРЕ
Марина Павловна Доценко приехала в монастырь на несколько дней. Помолиться, успокоиться, привести в порядок мысли. Товаровед по профессии в 90-е годы уехала из Мариуполя работать сиделкой в Грецию. Вернулась 17 февраля, а спустя неделю, в городе начались боевые действия.
- В домах пропали газ, свет, вода. Связи не было, - вспоминает Марина Павловна. - Мы с соседями прятались в подвале. Готовили еду на кострах из продуктов, что остались у каждого из нас. Но спуститься в подвал могли не все. В нашем доме была пожилая лежачая женщина. Раньше за ней ухаживала невестка, но из-за обстрелов, она не могла пробраться к больной свекрови. Я навещала бабушку при любой возможности. Поднималась к ней в квартиру: кормила, поила, укутывала в одеяла... Но самую морозную ночь, когда температура воздуха упала до минус пятнадцати градусов, тетя Аня не пережила.
13 марта азовцы* выгнали всех нас из подвала, мол, они будут обороняться в нашем доме. Мы разбежались по другим убежищам... А в конце апреля наступило долгожданное затишье. На Пасху открылась церковь. Люди пришли в храм. Обнимались, плакали, молились. И благодарили Бога за то, что остались в живых.
ОДНА В НЕСКУЧНОМ
С начала вынужденной эвакуации 85-летняя Зинаида Ивановна отказалась покидать родное село Нескучное в Волновахском районе ДНР. Пока все жители спешно разъезжались, она, как ни в чем не бывало, продолжала ухаживать за огородом и своими любимыми козочками. Так прошло восемь месяцев, пока во двор к пожилой женщине не пришли солдаты. Они очень удивились, увидев бабушку Зину, ведь кроме нее в селе не осталось ни одного жителя. Вот только Зинаида Ивановна об этом даже не догадывалась...
Военные отвезли бабушку сначала в Донецк, а потом - в Ростов, в церковный пункт временного размещения для беженцев. Здесь она отдохнула и набралась сил. Позже за ней приехал муж внучки и увез в Москву, где ее давно ждала дочь и другие родственники.
Кстати, своих козочек бабушка Зина оставила военным.
*«Азов» - террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации.