Указом Президента РФ Астрахани присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».
В годы Великой Отечественной войны Астрахань имела большое стратегическое значение: находилась на стыке водных и железнодорожных путей, являлась воротами на Кавказ и Среднюю Азию. Кстати, немцы рассчитывали воспользоваться колоссальными ресурсами, которые Астраханская область отдавала фронту. Здесь проходила перекачка нефти, шла перегрузка хлеба, хлопка и других грузов с морских судов на речные, уходящих вверх по Волге. Понимая геостратегическое значение города, германское командование не отдавало приказ на его бомбежку.
Нефтяные караваны по Волге и Каспию, а также по железной дороге доставляли горючее туда, где шли ожесточенные бои. Не было ни одного предприятия, которое не давало бы продукцию для нужд фронта. В Астрахани было развернуто свыше 80 госпиталей, более 160 тысяч наших земляков ушли на фронт и лишь половина из них возвратились домой живыми. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» отмечены свыше 20 тысяч астраханцев, более 20 предприятий получили государственные награды и переходящие Красные знамена Государственного комитета обороны.
Астрахань стала городом трудовой доблести благодаря, в основном, женщинам. Всегда повторяю, что второй фронт открыли именно они. Факт остается фактом: пока наши союзники медлили с открытием второго фронта в Европе, они, наши женщины, в первый же день войны открыли его у себя дома, тут. Открыли своим воистину героическим трудом.
Женщины…женщины…женщины! На заводах, в госпиталях, на транспорте. Уже в первые дни войны они заменили ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и концентратами, хлебом, обмундированием.
Одетые в старые телогрейки, повязанные теплыми платками по самые брови, уезжали на строительство оборонительных сооружений, стояли у станков, работали в полях, на рыбных промыслах. Приходили домой и вели домашнее хозяйство, воспитывали детей и не переставали ждать вестей с фронта.
Перебираю в руках фотографии и письма фронтовых лет, всматриваюсь в лица тех, кто так и остался навечно молодым. Вспомнила своего деда, которого никогда не видела, но знаю, что он пришел с войны после тяжелого ранения и вскоре умер. Война пришла в каждый дом. Читаю воспоминания детей-астраханцев о военном времени: «19 января хоронили бабушку. Гроб везли на подводе, лошаденка, исхудавшая еле-еле шла…Поминали бабушку постным борщем и пшенной кашей…Мама от работы, плохого питания, от тоски, от ежедневного ожидания писем с фронта вся исхудала и много болела».
Вот еще одно: «…в августе 1942 года пришло извещение о гибели папы. В 1943 году умерла младшая сестренка Любаша, через год не стало брата Юры. Весной и осенью мама работала в женской неводной бригаде. А невод большой, тянули вручную, лямками. Мы, детвора, чьи матери работали на тоне, каждую субботу ходили к ним пешком за 12 километров, чтобы поесть досыта рыбы. Летом трудилась на колхозном поле. Копала водогоны, сажала овощи. Зимой каждое воскресенье на чунках возили камыш».
Почти в каждом воспоминании строчки о голоде: «Сидела на лестнице и думала, а как же мама в больнице? Ей ведь тоже хочется кушать…Когда получала хлеб по карточке, шла в больницу на Паробичевом бугре. Там, в отделении хирургии, лежала мама. Когда шла, то по дороге боялась отломить кусочек хлеба. Но голод делал свое дело. Невольно отломав кусочек от пайки, брала его в рот и боялась тут же проглотить. Сосала, сосала, чтобы подольше. Такой он был вкусный».
Свой пост хочу закончить строками из последнего письма Якова Пантелеевича Стенгача, погибшего в боях за Сталинград: «Я смело пойду в бой за Родину, за вас, самых любимых и родных, и ни одна фашистская пуля меня, красного сержанта, не возьмет».
Подписывайтесь на наш канал и вы узнаете много интересного!