Найти тему
Галерея ARTist

ПРОСТЫЕ РУССКИЕ БАБЫ на картинах Филиппа Андреевича Малявина...И не только!

© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год

Да пусть простят меня подписчицы моего канала за то, что в оглавление данной публикации фигурирует традиционное и простонародное название женщины на Руси, ибо когда я готовил подборку картин к этому обзору, то обнаружил, что Филипп Андреевич Малявин чаще всего так и обозначал свои картины, а именно : " Пляшущая баба ", " Баба, несущая воду ", " Смеющаяся баба ", " Три бабы ", " Баба на качелях ", Баба в зелёной шали " и.т.д... Не поленился, почитал перед данной публикацией про этимологию и происхождение данного простонародного обозначения дамского пола и даже оставляю для вас здесь ссылку на наиболее интересную публикацию по этому поводу.

« Вот стою я здесь перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганная, врагами стрелянная — живучая! Стою я и думаю — зачем я здесь? ...» Слова Александры Соколовой (актриса Вера Марецкая) из фильма "Член правительства" 1939 года
    © Филипп Андреевич Малявин   Крестьянка в красном платье 1910 , 83×58 см
© Филипп Андреевич Малявин Крестьянка в красном платье 1910 , 83×58 см

И традиционно, на правах бывшего диджея, а в народе бытует мнение, что бывших диджеев не бывает, я решил не представлять вам здесь биографические данные известнейшего российского живописца, которых столь много в сети, а в очередной раз замиксовать его замечательные и яркие работы ироничными миниатюрами на заданную тему от моего старого и хорошего друга, писателя и журналиста Александра Мешкова. Итак, поехали...

   © Филипп Андреевич Малявин   Три бабы 1902 , 215×305 см
© Филипп Андреевич Малявин Три бабы 1902 , 215×305 см

© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
  © Филипп Андреевич Малявин    Три крестьянки с граблями 1910 , 54×65 см
© Филипп Андреевич Малявин Три крестьянки с граблями 1910 , 54×65 см
   © Филипп Андреевич Малявин  Смех / 1899, 194×428 см
© Филипп Андреевич Малявин Смех / 1899, 194×428 см
© Филипп Андреевич Малявин   Девка /  1903, 206×115 см
© Филипп Андреевич Малявин Девка / 1903, 206×115 см

Сказ про коня.
Жил был конь. Жил, не тужил. Но только стал вдруг ему жить худо. А вот почему. Как только он выскочит из стойла, чтобы поскакать немного на воле, после зимнего стояния, только разгонится километров под сто, как сразу, откуда ни возьмись, выскакивает баба, и останавливает его на всем скаку. Кони уже всякую надежду потеряли, чтобы разогнаться на всю катушку. Боялись кони, что баба их на скаку остановит. А кобыл она не останавливала. Бывало, скачет кобыла, а баба ей под живот посмотрит, видит , что там нет ничего – пропускает. Кони перестали на Руси на полный скак переходить. Так едут потихоньку, километров тридцать. Баба даже на них не смотрит. Меньше пятидесяти не останавливают. Все выискивают какого-нибудь рысака неуемного. ( Автор Александр Мешков Из книги " Мешок историй от шалого малого " )
   © Филипп Андреевич Малявин    Баба в желтом 1903 , 134×97.5 см
© Филипп Андреевич Малявин Баба в желтом 1903 , 134×97.5 см
   © Филипп Андреевич Малявин     Танец 1910 , 76×103 см
© Филипп Андреевич Малявин Танец 1910 , 76×103 см
    © Филипп Андреевич Малявин    Бабы / 1904, 205×159 см
© Филипп Андреевич Малявин Бабы / 1904, 205×159 см

Бабу хочется!..
Александр Сергеевич другой час уж никак не мог сосредоточиться. Что-то ему мешало. Перед глазами вставали неясные образы поясниц, ножек, персей, лядвей, гузен и других дамских прелестей. К тому же в окно ему было видно, как дворовая девка Настасья эро...но нагнулась, заголив крепкие жилистые ноги, выливая ведро с помоями в корыто свиньям.
– А ты младое вдохновенье,
– Волнуй мое воображенье,
– Дремоту сердца возбуждай:
Продекламировал поэт, записывая придуманное на листок писчей бумаги.
– Нет, лучше – не возбуждай, а оживляй, – поправил он себя, чувствуя, как неодолимое желание охватывает все его младое существо.
– Когда же кончится эта болдинская осень! Будь она неладна! – в сердцах воскликнул поэт, бросил перо и резво вскочив, бросился из избы вон, в хлев, где скрылась справная и податливая девка Настасья. ( Автор Александр Мешков Из книги " Пичужки возвращаются..." И продолжение ниже ! )
     © Филипп Андреевич Малявин    Две девки 1910-е , 143×106 см
© Филипп Андреевич Малявин Две девки 1910-е , 143×106 см
     © Филипп Андреевич Малявин     Бабы / Зелёная шаль / 1914, 230×205 см
© Филипп Андреевич Малявин Бабы / Зелёная шаль / 1914, 230×205 см
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
Бабу хочется !... ( продолжение ) Граф Лев Николаевич Толстой – занедужил. Вот уже неделю он никак не мог побороть невероятной силы вожделения, из-за чего никак не мог закончить «Войну и мир».
– Да что же это такое! – возмущался он про себя, – сладу нет с ним никакого! Писать мне не дает, проклятое вожделение! Прямо наказание какое-то!
Он пробовал считать до ста тысяч, но сбился на цифре 77 896. Потом пробовал читать свой роман, но уснул и ему приснился эро....ский сон, отчего он проснулся весь мокрый. От пота.
Он пробовал даже пахать. Для чего запряг коня плугом и вышел в поле. Вожделение никак не отпускало его, а наоборот, нарастало с каждым вспаханным гектаром. Граф так увлекся борьбой с вожделением, что не заметил, как вспахал соседское поле и взлетную полосу аэродрома (отчего основоположник отечественной аэродинамики Николай Егорович Жуковский потом никак не смог взлететь! Он, впоследствии, все списал на жуткое вожделение!). Конец романа, по мнению критиков, получился скомканным и каким-то неубедительным. ( Автор Александр Мешков Из книги " Пичужки возвращаются..." И продолжение ниже ! )
    © Филипп Андреевич Малявин     Вера 1913 , 106×84 см
© Филипп Андреевич Малявин Вера 1913 , 106×84 см
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
     © Филипп Андреевич Малявин     Гулянье 1910 , 60×99 см
© Филипп Андреевич Малявин Гулянье 1910 , 60×99 см
Бабу хочется !... ( продолжение ) Николай Васильевич Гоголь целый день работал плодотворно, прерываясь разве что на принятие пищи и справление физиологических нужд. Ничто не отвлекало Николая Васильевича от сюжета.
– Какая мерзость, эти бабы! – все-таки иногда думал он с удовлетворением, кушая вареник и одновременно водя пером по странице. – Скольким писателям они сломали жизнь! Сколько прекрасных произведений не написано из-за этих похотливых существ ! А сколько финалов пиэс и поэз было просто загублено! Бывает, начнет писатель хорошую вещицу писать! А к финалу – ему – бабу подавай! Если она есть – то силы, предназначенные для хорошего финала, уйдут в нее. Если ее нет – то все мысли, предназначенные для хорошего финала, будут направлены на размышления и фантазии о бабе! В любом случае из-за нее пропала хорошая вещь!
Так думал писатель Гоголь. Критика признает, что его вещицы от начала до конца были в равной степени хороши!
Хотя и у Николая тоже была своя страсть – он постоянно хотел есть! Но он умел быстро, без энергетических затрат, утолять эту страсть! Ему все по-хорошему завидовали! И не только писатели. Даже кучера, обер-почтмейстер, портной Зильберманн, городовой Матюхин и многочисленная дворня. ( Автор Александр Мешков Из книги " Пичужки возвращаются...")
    © Филипп Андреевич Малявин      Портрет крестьянки / 1915, 71×61 см
© Филипп Андреевич Малявин Портрет крестьянки / 1915, 71×61 см
    © Филипп Андреевич Малявин     Смеющаяся девушка 1910 , 10×73 см
© Филипп Андреевич Малявин Смеющаяся девушка 1910 , 10×73 см
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год

И как бы бабы на Руси не были живучими, но бывало и такое, что взяла баба, да и слегла... Об этом печальном факте финальная миниатюра от Александра Мешкова " Слегла "

У Пасюка баба слегла. Вот так стояла, стояла и слегла. Нежданно-негаданно. Не стоит больше баба у Пасюка. Раньше-то стояла. Еще как стояла. А тут – на тебе – слегла. Слегла и лежит. Раньше-то все стояла. Хорошо стояла! А сейчас плохо – но лежит. Когда стояла-то, лучше было. А тут слегла. Когда баба у кого лежит, это не хорошо. Когда стоит – хорошо! А когда лежит – чего уж тут хорошего? Оно, конечно, и плохого тут мало… Лежит себе, да и лежит. Себе ж, ни кому-нибудь. Когда бабы лежат – это к холодам. Или наоборот – к жаре. В общем – ненормально это. Хотя не у одного Пасюка баба слегла. У некоторых – вообще баба никогда и не стояла. Пасюк еще куда как счастливый! Хоть есть кому слечь. А у некоторых так вообще бабы нет. И не было! А у Пасюка есть, хотя и лежит. Зато есть кого поставить. Хотя для некоторых когда лежит – лучше. Это ведь кому как! А некоторые так вообще любят – когда нету! На всех-то и не угодишь! А Пасюк теперь тоже слег. Прямо с бабою своею. Говорит – не могу, когда баба лежит! Не получается! Ну это кому как удобнее. А вот тем-то, у кого баба не слегла, тем-то как-то не очень… Да и то лучше все же, чем тем, у кого нету. Тем-то тяжело… Никто с тем не сляжет. ( Автор Александр Мешков Из книги " Пичужки прилетают ночью " )

© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
    © Филипп Андреевич Малявин     Пляшущая баба / 1913, 210×125 см
© Филипп Андреевич Малявин Пляшущая баба / 1913, 210×125 см
   © Филипп Андреевич Малявин   Баба на качелях 1910 , 114×89 см
© Филипп Андреевич Малявин Баба на качелях 1910 , 114×89 см
© Филипп Андреевич Малявин  Вихрь / 1906, 223×410 см
© Филипп Андреевич Малявин Вихрь / 1906, 223×410 см
© Филипп Андреевич Малявин  Вихрь / 1906 ( Фрагмент картины )
© Филипп Андреевич Малявин Вихрь / 1906 ( Фрагмент картины )
     © Филипп Андреевич Малявин    Деревенский танец /  1920, 116×81 см
© Филипп Андреевич Малявин Деревенский танец / 1920, 116×81 см
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
    © Филипп Андреевич Малявин     Три бабы XX , 81.5×100.5 см
© Филипп Андреевич Малявин Три бабы XX , 81.5×100.5 см
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
    © Филипп Андреевич Малявин     Смеющаяся баба 1939 , 100×69 см
© Филипп Андреевич Малявин Смеющаяся баба 1939 , 100×69 см
   © Филипп Андреевич Малявин    Крестьянская девочка 1910 , 55×76 см
© Филипп Андреевич Малявин Крестьянская девочка 1910 , 55×76 см
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
© Филипп Андреевич Малявин / Philip Andreevich Malyavin / Россия • 1869−1940 год
  © Филипп Андреевич Малявин   Девочка 1910-е , 109×87 см
© Филипп Андреевич Малявин Девочка 1910-е , 109×87 см
© Филипп Андреевич Малявин  Смех / 1899, 194×428 см  ( Эскиз картины )
© Филипп Андреевич Малявин Смех / 1899, 194×428 см ( Эскиз картины )

P. S : Рассказы " Сказ о коне ", " Бабу хочется ! " и " Слегла " публикуются с разрешения автора, Александра Мешкова. И если вас хотя бы чуть- чуть улыбнуло здесь, то рекомендую вам и далее улыбаться, смеяться, а порой и ржать на авторском сайте Мешка вот по этой ССЫЛКЕ

     © Филипп Андреевич Малявин      Автопортрет / 1927, 91.8×72.5 см
© Филипп Андреевич Малявин Автопортрет / 1927, 91.8×72.5 см

И на этом я закругляюсь. Всегда ваш, Петр Михайлов. Особо признателен тем, кто оставляет комментарии под прочитанной публикацией, ставит оценки (лайки), и, тем более, что подписывается на мой канал. А ещё я рекомендую обратить Ваше внимание на два родственных и дружественных мне канала по живописи : ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА и ART&SHOСK-studio

#культура #искусство #изобразительное искусство #живопись