Столкнувшись с общественным осуждением после выхода фильма «Скопинский маньяк: разговор на свободе», Ксения Собчак защищалась, апеллируя к массовой культуре. К сожалению, приводимые ей – в том числе на медийном поединке с Аленой Поповой – аргументы очень напоминают хлам и компост, которыми завалили бункер Мохова. Прикрывают дно.
1. Некорректно сравнивать Мохова (в его пользу) с осужденным пожизненно Попковым, казненным на электрическом стуле в 1989 году Банди и расстрелянным в 1994 году Чикатило. Он не серийный убийца, не каннибал, но похититель, садист и серийный насильник. Адекватное мерило для него – Ариэль Кастро, в 2002-2004 годах похитивший в Кливленде Мишель Найт (пропала в 21 год, провела в плену 11 лет), Аманду Берри (пропала в 17 лет, провела в плену 10 лет) и Джину ДеХесус (пропала в 14 лет, провела в плену 9 лет).
Как и Мохов, Кастро предлагал девушкам подвезти их. Но заточал в грязном, темном, душном подвале, где приковывал цепями, подвергал сексуальному, физическому и психологическому насилию. Высмеивал тщетность поисков пропавших, в которых однажды сам принял участие, и горюющих родных. Оставлял дверь открытой, чтобы избить за попытку бегства. Заставлял праздновать годовщину похищения. Подмешивал яд в еду.
Елена Самохина рожала в бункере скопинского маньяка дважды. Мишель Найт беременела от мучителя пять раз. Кастро избивал ее (в том числе гантелями), чтобы вызвать выкидыш. Аманде Берри он позволил родить дочь в надувном бассейне. Младенца приняла и реанимировала не закончившая среднюю школу Найт. Сразу после этого Кастро изнасиловал Мишель.
После побега Берри с дочерью и освобождения Найт с ДеХесус Ариэль Кастро был приговорен к тысяче лет заключения без права на досрочное освобождение. Но повесился в одиночной камере, не выдержав и месяца тюрьмы. Его дом снесли. А вот Мохов вышел на свободу через 17 лет. Гараж, в котором он почти четыре года держал пленниц, цел.
2. Некорректно ставить документальный фильм о Мохове в один ряд с триллерами о маньяках. Даже теми, где у антагониста есть прототип. В фильмах "Палач Дамер" (2002), "Монстр" (2003), "Убийства на реке Грин" (2004), "Одинокие сердца" (2006), "Кливлендские пленницы" (2015), "Красивый, плохой, злой" (2019), "Дес" (2020), "Змей" (2021) и мн. др. герой не самоценен. В отличие от реальных преступников, он действует не для удовлетворения своего извращенного удовольствия, а для раскрытия темы, которой посвящен фильм.
Если развитие сюжета требует, маньяк может даже выступить не в роли антагониста, а авторского суперэго, воплощения транслируемых историей ценностей и идей. В этом, в частности, магнетическая мощь Лектора в «Молчания ягнят» (1991). Ганнибал становится духовным ментором Клариссы, помогает ей справиться с навязчивыми воспоминаниями об истреблении животных на ферме родных, куда попала, осиротев. Благодаря Лектору Старлинг выходит из травмы, меняет роль обреченного спасателя ягнят на решительного преследователя, способного, оказавшись во мраке в прямом и переносном смысле, выстрелить в Буффало Билла первой. Этим Кларисса спасает себя и Кэтрин (та, кстати, с участью безропотного агнца на заклание и не согласна). Так через преодоление внутренней проблемы агент Старлинг решает внешний конфликт.
Именно сопереживание преодолевающему кризис протагонисту и сострадание к жертвам удерживают внимание зрителей, пока идет фильм. Справедливость должна восторжествовать, а серия убийств - остановиться на выжившем. Сбудется ли надежда на спасение последнего похищенного - главная интрига триллера, на которую и работает весь (включая образ маньяка) сюжет.
Видео Собчак взывает к скабрезному любопытству зрителя. Неслучайно при монтаже сохранен даже диалог Мохова с приятелем о том, как именно он насиловал и что заставлял делать жертв.
4. Ошибочно утверждать, что, если Мохов не выглядит гламурно, его медийная успешность не сформулируют чью-то ролевую модель. Ксения противопоставляет себя якобы безнравственным создателям фильма "Красивый, плохой, злой", которые позвали на роль Банди "красавчика" Зака Эфрона. Однако умалчивает, что каст в данном случае не делает Нейлонового маньяка более привлекательным. Ведь выбор актера обусловлен реальной внешней привлекательностью и обаянием Теда, помогавших Нейлоновому маньяку заманивать жертву в злополучный бежевый автомобиль.
Без таких дутых аргументов в защиту фильм Собчак «Скопинский маньяк: разговор на свободе» остается диалогом, в котором журналист говорит от имени нас, общества. Это мы жеманно заигрываем с садистом и кокетливо улыбаемся ему. Дарим стулья - вечный символ местного авантюризма, плутовства и игры.
Нет, слова Ксении: "Мы обсуждаем ваши сексуальные подвиги. Вы тут в иллюзии живете, что три раза за ночь это нормально", – не настоящий комплимент, а иронический прием «антифразис» (когда говорят противоположное сказанному). Но маньяк так доволен вниманием знаменитой, эффектной дамы, что подтекст не улавливает и, едва сдерживая восторг, стреляет масляными глазками, фонтанирует психологическими поглаживаниями в ответ: "Там, в зоне, одни мужики. Глаза уже на них не смотрят. А как женщину увидишь, так прям … настроение подымается".
Вот они обсуждают изнасилования Екатерины Мартыновой в ванной Мохова:
– А вы ее здесь ждали, пока она мылась? Ну, как это было?
– Мы вместе мылись.
– Вместе?
– Конечно!
– Вы ее одну не оставляли?
– Я ей спинку тер.
Мохов смеется над эвфемизмом, придуманным для истязаний ребенка. Вербализация сексуальной агрессии в адрес жертв у него, как всегда, закутана в шутку ("Катя там жила. Она не рожала. А Лена рожала. А щас наоборот получилось. Катя родила, а Лена – нет. От меня родила, а больше не рожает. Ну, это я не знаю. Наверно, надо опять мне заняться ею"). Он интуитивно чувствует, что обходить табу – одна из задач юмора. И таким образом снимает с себя ответственность за готовность найти и мучать покалеченных им (в том числе в плане гинекологического здоровья) жертв.
Только выступающий на стороне общества собеседник в такой ситуации даст понять, что его не забавляют угрозы в адрес потерпевших и ретравматизация жертв. Не одурачится мантрой "Я не являюсь сексуально озабоченным. Я такой же, как все". Запретит подмену понятий «преступление» – «норма» ("Ну, оступился немножко. С кем не бывает?"), «насилие» - «забота» ("Я ей покупал словари, учебники"; "Я им продукты носил, все. Там кушали они"), "мучитель" - "жертва" ("Я как бы попал вот так в зависимость. И отпустить их боялся. И вот… Тоже в таком положении оказался нехорошем. Убить я их не мог. Отпустить тоже боялся. Получается: заложником оказался. И они страдали. И я страдал тоже...").
В «исследовании территории зла», снятом Собчак, нет места не только эмоциям (страху, отвращению, ужасу), но и рефлексии обывателя вроде Шиндлера, простого человека.
Того, кто не нарядится под цвет обоев пыточной. Не выпьет кофе с людоедом. Не притронется к возбуждавшим упыря масляным распечаткам "Камасутры". Не заплатит педофилу. Не сунет жертве телефон с вызубренным лживым раскаянием преследователя: "Ну, после выхода на свободу мое первое и главное желание попросить прощения у потерпевших. Вот, Катя. Пожалуйста, прости меня за те мучения-страдания, которые тебе пришлось пережить по моей вине. Я к тебе и к Лене относился всегда с уважением". Не использует на дебатах аргумент, что, с точки зрения русского языка, изнасилование тоже секс.
Это как утверждать, что, технически, удар - тоже прикосновение. А потому бьет – значит любит. Для демагога, ради хайпа оправдывающего насилие, - подходящий аргумент.
Но такая позиция не соответствует интересам общества, к которому Ксения Анатольевна якобы взывает.
Людям не нужны ни прославление маньяка, ни расправа. Справедливой участью для скопинского маньяка был гараж, превращенный в пустырь, и тысяча лет тюрьмы, как для для побратима Кастро.
#виктормохов #ксениясобчак #скопинскийманьяк #фильм #взглядлингвиста #катямартынова #ариэлькастро #тэдбанди #закэфрон #красивыйплохойзлой #молчаниеягнят #триллер