Верно рассчитать объем необходимого для плавания топлива очень важно. Ведь не всегда проект однопалубного пассажирского теплохода включает в себя дополнительное место под горючее, а дозаправится по дороге тоже может не получиться. А без него судно придется буксировать до ближайшего пункта обслуживания либо подвозить дополнительное на другом корабле.
Пример произведения расчётов
Для примера возьмем условный путь корабля «Диана-Мария» от порта Таганрог в порт Амбарли для переправы пшеницы. Важно отметить, в данном примере нет опускается балластный переход.
Произведем необходимые расчеты для определения планируемой перевозки:
- Расстояние от Таганрога до Амбарли составляет 1613,7 км
- Скорость судна – 8,9 уз=16,4 км/ч
- Tрейса = tст + tход + tст – время рейса
- Tст = Q/N, где Q – количество груза
- N – норма грузовых работ
- Норма грузовых работ в порту Таганрог –1500т/сут
- Норма грузовых работ в порту Амбарли – 2000 т/сут
- Tст = 5500/1500 + 5500/2000 = 6,4 суток – плановое время стоянки судна под обработкой в портах погрузки и выгрузки.
- Tход. = S/V , где S – расстояние перехода
- V – скорость судна
- Tход = 1613,7 км / 16,4 км/ч = 98,3 ч = 4 суток
- Плановое время рейса т/х «Диана-Мария» - 10,4 суток
Высчитаем расход горючего
Определим плановый расход топлива:
- +Rт = Rст + Rход
- Rход= S*nст, где S расстояние перехода
- n – норма расхода топлива на ходу
- Rход = 1613,7 км * 11 кг/км = 17 750,7 кг = 17,7 т – расход топлива на ходу
- Rст= Tст/ n ст, где Tст – стояночное время
- nст – норма расхода топлива на стоянке
- Rст = 6,4 сут* 27 кг/ч = 153,6 ч * 27 кг/ч = 4147,2 кг = 4,1 т – расход топлива на стоянке в портах погрузки и выгрузки.
- Rт = 17,7 т + 4,1 т = 21,8 т – плановый расход топлива в рейсе
Цена топлива – 350 $ за тонну, соответственно 21,8 * 350 = 7630 USD – стоимость топлива за рейс.
Итоговая сумма: 7630 USD. Имея все вводные данные можно легко подсчитать стоимость.