Исаакиевский собор - это величие во всей его полноте. Ходить и разглядывать изображённые на его горельефе фигуры можно часами, но и этого будет мало. И каждый раз несомненно будет находиться что-то новое. Так удивление самых внимательных может вызвать изображение архитектора собора на одной из сторон здания. Что же руководствовало Монферраном, желание «вписать» себя в один ряд со святыми или нечто другое?
Горельеф западного портика Исаакиевского собора «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия» выполнен скульптором Витали. Но, конечно, за этой работой, как и за любой другой, создаваемой в процессе строительства Исаакиевского собора, Монферран наблюдал лично. И не мог не знать об интересной детали, добавленной туда.
Вместе с условно трактованными персонажами автор создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников.
В левом углу фронтона изображён сам главный архитектор собора Огюст Монферран. Это портретное изображение зодчего отличается романтической трактовкой образа. Его голова гордо откинута, с обнажённого плеча спадает римская тога. В руках архитектора – модель Исаакиевского собора, у ног – египетская статуя, символизирующая связь его творчества с традициями мирового искусства.
Предполагают, что царь не одобрил скульптурный портрет Монферрана на соборе рядом со святыми, где он изображён в образе молодого античного атлета с макетом собора в руках. Головы святых склонились перед Господом, Монферран держит голову прямо. Император Александр II посчитал это чуть ли не святотатством. Этим и объясняют причину отказа Монферрану быть похороненным в построенном им соборе.