Найти тему

Как появилась аэротруба: разбираемся в истории

Благодаря научным достижениям сегодня человеку стали доступны различные технические средства, позволяющие преодолеть земную гравитацию. Одно из них – вертикальная аэротруба, ставшая не только превосходным тренажером, но и захватывающим аттракционом, полностью передающим ощущение полета и свободного падения. Хотя первые в истории аэротрубы были горизонтальными и помогали ученым и инженерам проводить различные исследования в области аэродинамики.

История изобретения аэродинамической трубы

Аэродинамические трубы начали проектировать в 1970-е годы XIX века. Это был своего рода научный эксперимент – учёные изучали свойства твердых тел в аэропотоке. Чуть позже трубы стали использовать военные. В них ставили опыты по выявлению обтекаемости самолета и проводили испытания парашютов.

В 1871 г. Фрэнсис Герберт Уэнхем (британский инженер и учёный, пионер авиации, один из основателей Воздухоплавательного общества Великобритании) построил совместно с Ч. Бруком и Дж. Браунингом первую в мире аэродинамическую трубу и провёл в ней ряд опытов по исследованию обтекаемости крыла самолёта.

В том же году опыты в аэродинамической трубе, с целью исследования аэродинамических характеристик артиллерийских снарядов, проводил преподаватель Артиллерийской Академии В.А. Пашкевич в Санкт-Петербурге. Позже трубы-лаборатории в России строили К.Э. Циолковский (1897 г.) и Н.Е. Жуковский (1902, 1906 гг.).

-2

По мере развития техники стало понятно, что горизонтальные трубы в некоторых ситуациях не справляются: для испытаний вертолетов, парашютов и исследования поведения самолетов при срыве потока требовались вертикальные аэродинамические трубы.

Первой такой трубой стал испытательный комплекс Vertical Spin Tunnel в Мемориальной лаборатории аэронавтики NASA в штате Вирджиния, построенный в 1940 году. Позже появились и другие аэродинамические комплексы. Например, в 1943 году на авиабазе в Дайтоне (США) построили вертикальную трубу, которая теоретически могла поднять в воздух человека. Она была оборудована электрическим мотором мощностью 1000 л.с. Мотор раскручивал 4-лопастной винт диаметром почти 6 метров. Скорость его вращения достигала 874 оборота в минуту. Однако эта труба всё ещё не была предназначена для полёта человека. Её строительство обошлось в 750 000 долларов.

-3

В СССР и постсоветской России собственные проекты аэродинамических труб были направлены исключительно на военно-промышленные разработки и проектирование летательных аппаратов. В августе 1939 года на территории нового ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского) в Подмосковье состоялись первые пуски аэродинамических труб Т-101 и Т-104, а в 1941 году появилась вертикальная аэродинамическая труба Т-105.

Первые полеты в аэротрубе

Для полетов человека аэротрубу стали применять только в 1964 году. Это случилось на авиабазе Райт-Паттерсон (Огайо, США) во время испытания парашютных систем для космической программы «Аполлон», когда один из испытателей программы Джек Тиффани захотел проверить, сможет ли поток воздуха выдержать человека, и рискнул полетать в аэротрубе. Так он стал первым скайдайвером, и после его полёта трубу стали использовать для тренировок парашютистов и космонавтов.

В 1984 году вертикальная аэродинамическая труба, изначально известная как «Аэродиум», была запатентована в США под названием «Левитационариум». В конце 1990-х с ростом популярности парашютного спорта аэротрубы получили широкое распространение в качестве тренажера, а с 2000-х годов их стали использовать и как увлекательный аттракцион.

В 2009 году на Красной площади во время презентации официального логотипа будущей Олимпиады в Сочи также участвовали исполнители трюков в вертикальной аэродинамической трубе.

Для спорта и развлечений

Сегодня испытать чувство свободного падения и поупражняться в акробатике без угрозы здоровью и жизни могут не только спортсмены, а практически любой желающий, даже дети с 4 лет. К примеру, к прыжку с парашютом допускаются дети с 15 лет.  Таким образом, ребенок к этому возрасту может быть уже многократным чемпионом мира по полётам в аэротрубе. А если вы давно не ребенок, всегда можно в разы повысить уровень мастерства с помощью подходящей программы и опытного инструктора.

-4

Для некоторых людей походы в аэродинамический комплекс превращаются в хобби. Посетитель, находясь внутри аэротрубы, кроме получения приятных эмоций, активно сжигает калории. При таких нагрузках прекрасно работает мышечный корсет и улучшается координация движений, синтезируется гормон счастья, укрепляется нервная система и иммунитет.

Очень активно прогрессирует бодифлай, или акробатика на воздушном потоке в аэродинамической установке, – это и спорт, и развлечение, и даже шоу. Бодифлай характеризуется исполнением невероятных трюков, требующих гибкости тела и мастерства. Пластика опытных бодифлаеров превращает их групповой полёт в настоящее шоу.

-5

Типы и конструкции современных аэротруб

• По назначению трубы можно разделить на промышленные, спортивные и развлекательные.

• По направлению воздушного потока – на горизонтальные и вертикальные.

• В зависимости от положения винтов – на всасывающие и наддувные.

• По скорости потока – на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые. Для полётов человека пригодны только дозвуковые.

• Открытого и закрытого типа. Достаточной мощностью для спортивных полетов, а также комфортными условиями обладают только закрытые конструкции.

• С замкнутым или открытым контуром.

• Мобильные и стационарные.

• По габаритам и количеству одновременно тренирующихся спортсменов-парашютистов.

Конструкции современных тренажеров могут отличаться по нескольким параметрам:

• Расположением вентилятора. Он может находиться в верхней или нижней части трубы.

• Размером полетной зоны. Оборудование отличается высотой и диаметром.

• Скоростью воздушного потока. Показатель зависит от мощности вентилятора аэротрубы.

Открытые и закрытые аэротрубы

В открытых трубах нет верхней решетки, воздушный поток выходит непосредственно на улицу, и летающий человек сверху ничем не защищен от плохой погоды и температуры.

В закрытом типе аэродинамических труб зона ограничена по окружности стеклянными стенками, а сверху – решетками. Благодаря возможности у оператора регулировать скорость потока в реальном времени, риски получения травмы минимальны.

Кстати, о безопасности

Аэротруба вполне безопасна – и как тренажер, и как аттракцион. Принцип действия технической установки основан на нагнетании воздуха за счет одного или нескольких мощных винтовых двигателей с частотой вращения от 800 до 2500 оборотов в минуту (до 260 км/ч), которые создают интенсивный воздушный поток в вертикальной трубе.

Чтобы обезопасить человека, находящегося внутри аэротрубы, от травм, полетная зона ограждена специальной металлической сеткой. В течение всего полета за рабочей зоной наблюдает оператор. Он регулирует скорость потока в зависимости от физической подготовки и навыков клиента. Перед каждым сеансом в аэродинамическом тренажере посетитель проходит инструктаж, из которого он узнает об устройстве аэротрубы, технике безопасности и что следует делать, находясь внутри. Опытный инструктор поможет привыкнуть к состоянию свободного падения, овладеть телом и за несколько сеансов совершать несложные трюки.

Аэротруба – это тренажер с минимальным списком противопоказаний. При соблюдении техники безопасности труба не причинит вред здоровью человека. Главное – не хвататься руками за защитную сетку. К полетам допускаются даже дети от 4 лет и взрослые люди до 70 лет, вес не должен превышать 120 кг.

Также не рекомендуется совершать полёты беременным, лицам с психическими отклонениями, заболеваниями опорно-двигательной системы, остеопорозом и людям, недавно перенесшим травму.

Приезжайте на пробный полет в FLOW MOSCOW и познакомьтесь с теми ощущениями, которые испытывает парашютист в свободном полете:

Ставропольская ул., 43

+7 (499) 670-09-09