Найти тему
Марина Морозова

20. Свадьба в русской живописи. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???

Для начала обратите внимание на вот эту картину:

Константин Маковский - Боярский свадебный пир. 1883 год
Константин Маковский - Боярский свадебный пир. 1883 год

А теперь вот на эту. Тут уже не бояре, а всего лишь купцы, ну или дворяне.

Борис Кустодиев - Свадебный пир.
Борис Кустодиев - Свадебный пир.

А теперь посмотрите на эту картину:

Андрей Рябушкин - Ожидание молодых от венца
Андрей Рябушкин - Ожидание молодых от венца

Особенно обратите внимание на стол – как то не очень он похож на праздничный, правда? В интернете в описании этой картины все ссылаются на вопиющую бедность крестьянского хозяйства. Мол, даже на праздничный стол, при таком большом количестве народа, всего-то и нашлось, что поставить на стол – миска каши, несколько горбушек… Правда, на водку не поскупились. Вот только керосиновая лампа портит все эти описания – не могло её быть в нищей крестьянской семье. Да, семья крестьянская, но далеко не бедная, обычная такая семья. Так почему такой скудный стол, если он праздничный?

А ответ будет для вас неожиданным. Как и для тех, кто разбирается в живописи, описывая картины, но понятия не имеет об укладе жизни тех, кто на этой картине изображен.

Время суток какое? Правильно, вечер. Пока молодожены собирались, пока жених невесту выкупал, пока они ехали до церкви. А она могла быть не в своей, а в соседней деревне. То есть, если местной церкви не было, тогда это деревня. А если церковь есть, то это уже село. Пока венчание, а оно длилось часа полтора-два. Пока дорога из церкви на кладбище. Потом с кладбища покатушки – семь мостов-то или перекрестков еще насобирать нужно. Да если еще односельчане дорогу перегородят и будут мозги канифолить, выкуп требуя. Да если они такие не одни найдутся… В общем, к дому молодожены могли приехать только в сумерки. Свадьбы не игрались летом, когда день длинный. Они игрались только осенью и зимой, когда день заметно укорачивался и темнота наступала очень рано. А как принимать кучу народа в темноте? Никаких свечей и керосиновых ламп не напасешься, даже если достаток позволяет. Не напасешься не потому, что жалко, а потому что опасно. Представьте себе обычную крестьянскую избу, куда набивается человек 30-40 народа. Уровень тесноты представляете? А еще ж и поплясать нужно, но это уже когда под хмельком… И в этой пляшущей тесноте горящие свечи или керосиновые лампы… Уровень пожароопасности представляете? Вот поэтому, никто в этот первый вечер столов праздничных и не накрывал. А в гости приходили только самые ближайшие родственники жениха. Точнее, родственницы. Потому что, все, что происходило в этот вечер в большей степени касалось только женщин.

Вот поэтому на картине, где ожидают молодоженов, из 16 взрослых человек (я специально посчитала) только четверо мужчин.

Итак, опять ничего праздничного. Это у бояр, у купцов и прочих богатеев свадебный пир проходил в день венчания, а у крестьян все веселье начнется завтра с утра. Сегодня же должны произойти настолько важные вещи, что на них нужно останавливаться очень подробно, чем я и займусь…

Давайте прямо пошагово:

Шаг 1. Итак, с воплями «Едут! Ееееедуууут» все родственники жениха во главе с родителями высыпают на улицу. Встречать молодоженов в доме – невозможно, даже если на улице под вечер разыгралась настоящая метель. Все уже готово к встрече: обратите внимание на нижний правый угол картины, на столе у входной двери стоят каравай и икона, чтобы можно было быстро подхватить и выйти. Но, прежде, чем дело дойдет до них, должен был случиться самый первый обряд:

Константин Маковский - Хмелем обсыпают
Константин Маковский - Хмелем обсыпают

Красивая картина, правда? Но в нашей стране мы её не увидим. Скотина Хрущев подарил её аж в Индонезию, где она до сих пор и находится в частной коллекции. Ничего святого у этого гада не было, ничего ему было не жаль – ни картин, ни Крыма… А, нет, бандеровцев и власовцев эта с..ка почему-то пожалела. Мой отец всегда вспоминал этого низкорослого жиробаса с проклятьями – именно Хрущев уничтожил сельское хозяйство у нас в Сибири. До него в наших климатических условиях прекрасно выращивали рожь, гречиху, лен и коноплю. На хороших урожаях колхозники не плохо зарабатывали. А при Хрущеве все эти культуры «зарезали» и велели выращивать только пшеницу. А в нашем климате пшеница урождалась раз в 4-5 лет. Ему этого показалось мало, он еще уничтожил и приусадебные хозяйства. Их потом только при Брежневе стали возрождать. В общем, гореть ему вечно в аду, скотине… Простите за отступление от темы, не утерпела…

Обсыпание молодых – вот самый первый обряд в доме Жениха. На этой картине свадьба боярская, они могли вытворять все, что угодно и хмелем обсыпать молодоженов прямо в палатах. Или Маковский таких мелочей не знал и нафантазировал, лишь бы картина получилась красивая. На самом же деле, обсыпать молодоженов в избе было невозможно, потому что бессмысленно. А смысл для наших предков – это всегда на первом месте.

Вообще-то, хмелем обсыпали с конкретным пожеланием – мужского здоровья и плодовитости. Но где у нас в России хмеля хоть завались? Дорогое это удовольствие. В основном, обходились без него, а обсыпали молодоженов различными зерновыми – рожью, гречихой, пшеном. Богачи могли шикануть и пшеницей. Зачем? Что это означало? Во-первых, зерновые культуры, крупы – единственный продукт, который может храниться без консервации, копчения, соления и каких-то дополнительных условий в виде холодного погреба довольно долго. И, поэтому, первый смысл обсыпания – пожелание долгой и сытой жизни.

Кроме того, сам факт обсыпания. Ну, когда у нас в России люди могли себе позволить разбрасываться едой? Это в американских фильмах едой швыряются. Вспомните хорошую детскую комедию «Двое. Я и моя тень»? У нас в стране голод всегда был спутником простых людей, поэтому, выбросить еду считалось просто святотатством. И, на свадьбе, мне думается, это самое разбрасывание драгоценного продукта, было еще и пожеланием благополучия. Ведь когда у человека всего вдосталь, так можно немного и просыпать)))

А третий смысл обсыпания, который и делал этот обряд бессмысленным в помещении, - создание праздничной атмосферы для всякой живой твари. Упавшее на землю зерно или крупа кому достанется? Птичкам или мышам. Зачем людям так необходимо было сознательно «подкормить» именно их? Это не забота о «братьях наших меньших», это сознательный такой подкуп или подхалимаж.

В русском народном аграрном календаре есть несколько праздников в году, когда обязательно кормили диких птиц. Я не буду сейчас вдаваться в подробности еще и земледельческого календаря, но, если коротко, то с птицами связывали и плодородие земли, и общение с умершими предками. Считалось, что с птичкой, залетевшей во двор, прилетает нас проведывать кто-то из умерших наших родственников. И именно поэтому, когда после обсыпания молодых во двор слеталось множество птиц с ближайшей округи, это считалось очень хорошим знаком.

Так кого на самом деле угощали, угощая птиц? Да, умерших предков, тех самых, кто обитает на седьмом небе под названием «ирий». А когда мы бываем на седьмом небе? Правильно, когда счастливы. Птички поклюют зернышки, будут сытыми, добрыми и замолвят там, в раю за нас словечко – мол, хорошие мы люди, заслуживаем счастья.

А почему так важно было задобрить мышей, хорьков, сусликов и прочую мелюзгу, которая могла с уходом людей прибежать полакомиться лежащим на земле зерном? А в них вселялись всякие там овинники, хлевники, банники и прочая нечисть. А нам надо, чтобы в такой важный день они нам завидовали и злобились на нас? Нет, конечно. Поэтому, сначала отвлечь их от важного события дармовой едой, а потом пусть разленятся от сытости и пропустят момент, когда можно будет напакостить. У молодоженов впереди очень важная ночь, не нужны им под боком разные твари, которые только и ждут момента, чтобы отомстить людям, отвергнувших их, приняв христианство. Как вам задачка?

Еще одна трактовка «пира» для всякой живности - именно в пире! Гулять так гулять, и угощать всех – и людей, и животных… Так что, обсыпание молодоженов для наших предков – это супер важный обряд, отменить который было нельзя.

Далее придется иллюстрировать действо картинам сплошь советскими – почему-то дореволюционные нигде факт встречи родителями с караваем не зафиксировали. Может быть потому, что каравай в руках свекрови это обряд исключительно языческий, а в царской России к вероисповеданию относились строго. Наказывать строго не наказывали, но демонстрировать могли и запретить.

Братья Ткачевы - Свадьба в Дуброво.
Братья Ткачевы - Свадьба в Дуброво.

Шаг 2. Коврик под ногами у молодоженов.

Это могла быть и обычная дорожка, как на этой картине. У нас в Сибири клали овчинную шкуру, на которую молодожены и вставали, подойдя к родителям. У казаков это была бурка. Этнографы считают это пожеланием, чтобы жизнь не была пустой – «не быть пусту». Но я засомневалась в этой трактовке, когда узнала о татарском обряде – у них под ноги невесте кладут подушку. И это означает обещание, что в новой семье ей будет мягко, комфортно, как на подушке. Правда, стоять на подушке девушке не очень удобно и она обязательно ухватится за жениха рукой и это тоже знак – мягко-то тебе будет, только если за мужа покрепче держаться будешь. Причем, что интересно, подушку кладут, даже если на улице слякоть и грязь. И это тоже знак – что бы в жизни не происходило, в новом доме будет комфортно.

И, узнав об этом обряде, я и подумала – когда у нас расстилают ковры и дорожки? Перед долгожданными и важными гостями. Жениха чего встречать, он тут всю жизнь живет. Получается, что дорожка, овчина или бурка – это знак невесте – встречаем тебя, как самую дорогую, а там дальше будет видно – как ты себя покажешь.

Шаг 3. Поклон родителям.

Издревна, у славян поклон был выражением максимального уважения человека тому, кому он кланялся. И это не случайно. Представьте себе человека, склонившегося в поклоне? Это самая беззащитная поза. В ней человек совершенно не способен за себя постоять. Поэтому поклон всегда был выражением БЕЗГРАНИЧНОГО доверия тому, кому он кланялся. То есть поклоном человек показывал, что не ждет ни малейшей опасности со стороны того, кому он кланяется. А это и есть доверие и уважение. Различают три вида поклонов: головной – легкий наклон головы, кивок. Сами того не замечая, но именно головным поклоном мы каждый раз кланяемся, когда здороваемся с кем-либо. Причем, понаблюдайте за собой: когда приходится здороваться с человеком, не очень нам симпатичным и приятным, то кивка головой мы не делаем. В лучшем случае – слегка кивнем. То есть, даже не зная ни о каких традициях, на подсознании мы различаем эту саму степень доверия и уважения в одном простом наклоне головы. Неприятному человеку мы просто скажем «здравствуйте», но кивать головой мы не будем. Второй вид поклона – поясной. В этом поклоне голова не склоняется, а склоняется туловище в пояснице, примерно по 45 градусов. Часто именно так кланяются артисты на сцене. И, наконец, третий поклон – земной. При земном поклоне правая рука человека должна коснуться земли. Либо, если в поклоне правая рука прижата в груди, что часто бывает, когда человек хочет показать наибольшую искренность своего поклона, наклон туловища в области поясницы соответствует 90 и более градусов. Поклоны родителям были переняты из правил церковных поклонов: два поясных и один земной. Каждый поклон предварялся крестным знамением. Есть еще четвертый вид поклона – коленопреклоненный. То есть, прежде чем поклониться, человек вставал на колени….

Ни на одной советской картине я не увидела поклона родителям. А как же, мы помним, что «человек – это звучит гордо» и ни один советский человек не должен никому кланяться, даже если и родителям. Вот и не писали советские художники таких сюжетов. Вот только люди в деревнях продолжали кланяться своим родителям и не только потому, что «так положено». Что говорить, когда я своим молодоженам сейчас предлагаю поклониться родителям, я ни разу не заметила, чтобы это вызвало у них какую-то негативную реакцию. Уж кому-кому, а нашим родителям всегда есть за что поклониться, даже если никто уже и не помнит, что поклон – это даже не благодарность, в первую очередь – это БЕЗГРАНИЧНОЕ ДОВЕРИЕ!!!!! А еще с кем, если не с родителями мы можем позволить почувствовать себя беззащитными?

А продолжение следует… Не описать все в одной статье, уж слишком серьезно наши предки относились к каждому мгновению свадьбы, к каждому её действу….

Остальные статьи этого цикла можно прочесть, пройдя по ссылкам

01. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…

02. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»

03. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу

04. «Два лада»

05. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!

06. "Берегиня".

07. О вечных грёзах бестолковых девчонок...

08. Других посмотреть и себя показать…

09. Сваха правды не скажет…

10. Приданое к проданной...

11. Приданое, которое руками не потрогать…

12. Наконец-то о том самом приданом.

13. Ответ и предисловие для критиков.

14. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...

15. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»

16. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.

17. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи

18. Маршрут свадебного поезда.

19. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?

20. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???

21. Всё еще не до пира…

22. Танцуем от печки…

23. С чего посуда бьётся на счастье?

24. Первый раз никому не нравится…

25. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...