Найти тему
Родина на Неве

Петербург больше не быкует. Это временно?

Статуи быков, стоявшие у ворот бывшего мясокомбината имени Кирова, пару недель назад демонтировали и увезли в известном направлении. На реставрацию. Похоже, что на прежнее место скульптуры XIX века уже не вернутся.

Снять с постамента и переместить такие крупные 
и тяжёлые скульптуры — дело не из лёгких
Снять с постамента и переместить такие крупные и тяжёлые скульптуры — дело не из лёгких

Операция по снятию с постаментов и транспортировке в реставрационные мастерские двух бронзовых статуй (высота — 2,7 метра, вес каждой — до пяти тонн) была произведена рано утром 14 января. Действо похоже на экстренные меры, хотя о необходимости приведения скульптур в порядок говорилось давно.

Сейчас заявлено, что по заказу Музея городской скульптуры мастера ООО «РМ "Наследие"» отреставрируют статуи к осени 2023-го. Состояние бронзовых фигур оставляет желать много лучшего из-за «длительного пребывания на открытом воздухе, отсутствия профессионального ухода, актов вандализма».

Реальное состояние статуй, отлитых в 20-е годы XIX века и покрытых многочисленными слоями всевозможных лакокрасочных материалов (особенно «постарались» по этой части в последние 30 лет), пока неизвестно. Предстоит расчистка этих покрытий и скрупулёзное обследование бронзы.

Возможно, что повреждения скульптур намного серьёзнее, чем утрата хвоста одного из быков и многочисленные «раны на теле». По результатам изучения — восстановление утрат, купирование трещин, нанесение нового — защитного — красочного слоя.

На фото видно, что реставраторам предстоит большая работа
На фото видно, что реставраторам предстоит большая работа
КстатиПостановлением правительства Российской Федерации «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге» № 527 от 10 июля 2001 года в таковой включены парные скульптуры быков (бронза, литье), расположенные на Московском шоссе, 13. Скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1824-1827 годы, первоначально были установлены у главных ворот Скотопригонного двора, расположенного на углу Царскосельской дороги (нынешний Московский проспект) и набережной Обводного канала. В 1936 году статуи были перенесены к проходной Ленинградского мясокомбината имени С.М.Кирова на Средней Рогатке, где и находились до последнего времени.

В 1824 году комиссия по постройке Нового скотного двора заключила договор на создание двух фигур быков. Эскизы скульптур и их «привязку» к местности сделал архитектор Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861), по проекту которого и происходило строительство объекта.

Через три года статуи, отлитые в мастерской Антипа Дмитриева на Васильевском острове (якобы там быкам дали прозвища Взорка и Невзорка), заняли свои пьедесталы у здания конторы Скотопригонного двора. Между прочим, позднее здесь была оборудована и бойня (первоначально это был, по сути, большой рынок, где скот только продавали), так что постепенно образовалось предприятие, более-менее подобное современному мясокомбинату.

Василий Иванович Демут-Малиновский (1778-1846) — выдающийся русский ваятель эпохи классицизма, выпускник, впоследствии профессор, академик и ректор по отделению скульптуры Императорской Академии художеств. За время учёбы отмечен за свои работы малой и большой серебряными, а также малой и большой золотыми медалями, отправлен на стажировку в Италию.
Создал статуи, барельефы и элементы скульптурного оформления для Казанского собора, Адмиралтейства, Павловского и Зимнего дворцов, Горного института, Нарвских ворот, Александринского театра и Императорской Публичной библиотеки, арки Главного штаба и др. Сохранился памятник его работы фельдмаршалу Барклаю-де-Толли в Тарту (Эстония), в 1920-е уничтожен выполненный Демут-Малиновским монумент царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме.
Одним из самых мощных произведений скульптора считается экспонируемая в Русском музее статуя «Русский Сцевола». Выполненная в 1813 году, она изображает русского крестьянина, который готовится отрубить себе руку, на которой во время пребывания во вражеском плену выжжено клеймо.
Замечательный скульптор ушёл из жизни в 1846 году, был похоронен на Смоленском православном кладбище, в 1930-е его прах перенесён на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). Интересно, что его статуи быков во время Великой Отечественной войны были сняты с постаментов на Московском шоссе и доставлены на хранение в Лавру. Такая вот случилась «встреча»…
Академик Василий Иванович Демут-Малиновский 
в расцвете сил и таланта
Академик Василий Иванович Демут-Малиновский в расцвете сил и таланта

В начале 1930-х у Средней Рогатки разворачивается стройка одного из крупнейших в СССР мясокомбината. Предприятие по образцу чикагских боен, построенное в стилистике конструктивизма, было введено в строй в 1933-м. С его появлением Скотопригонный двор утрачивает прежнее значение и преобразуется в молочный завод. Как некий знак «передачи эстафетной палочки» статуи быков Демут-Малиновского в 1936-м переносятся с Московского (Забалканского) проспекта на Московское шоссе к главным воротам нового мясокомбината, которому присвоили имя Сергея Кирова (постоянно контролировал его строительство).

Постсоветская судьба этого предприятия печальна. Его территория, составлявшая первоначально примерно 100 гектаров, постепенно сокращается отчуждением отдельных участков и застраивается «человейниками».

Согласно известной поговорке «коготок увяз — всей птичке пропасть», можно не сомневаться, что бывший «мясной гигант» постепенно превратиться в огромный жилой квартал. Ряд построек бывшего предприятия имеет охранный статус, поэтому, скорее всего, будет перепрофилирован, реконструирован в офисные или торговые комплексы.

Впрочем, буквально через несколько дней после «эвакуации» статуй быков петербургский комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры обратился в полицию из-за обрушения и частичной разборки ограды, которая входит в состав выявленного объекта наследия «Мясокомбинат имени С.М. Кирова».

КстатиВ сентябре прошлого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отклонил иск к Росимуществу и его межрегиональному территориальному управлению о признании права собственности на статуи быков Демут-Малиновского за бывшим мясокомбинатом (ныне ООО «Самсон»). «Наследники» считают, что скульптуры принадлежат им с 1992 года, когда было приватизировано госпредприятие «Санкт-Петербургский мясокомбинат». Представители соответчика этого судебного разбирательства — городского комитета имущественных отношений — заявили, что скульптуры из государственной собственности не выбывали, поскольку в план приватизации мясокомбината не включались. С весны 2021 года они закреплены за Музеем городской скульптуры на праве оперативного управления.
Статуи быков у ворот мясокомбината на Московском шоссе
Статуи быков у ворот мясокомбината на Московском шоссе

Во всей этой витиеватой истории открытым остаётся вопрос о том, вернутся ли статуи на Московское шоссе к воротам уже практически несуществующего мясокомбината или им предназначена другая «дислокация».

С одной стороны, логично возвратить статуи после реставрации на прежнее место. Однако есть несколько «но».

Во-первых, судьба бывшего «мясного гиганта» остаётся туманной. Хорошо, если этот промышленный объект не повторит печальную судьбу комплекса зданий «Красного треугольника». Пока ситуация хотя бы не проясниться, устанавливать здесь приведённые в порядок статуи, которые созданы 200 лет назад одним из лучших русских скульпторов того времени, как-то опасно.

-5

Во-вторых, перенесённые как некий знак преемственности от здания конторы Скотопригонного двора к воротам нового мясокомбината старинные быки утратили теперь такой «символизм», поскольку предприятие на Московском шоссе, 13 перестало быть действующим.

В-третьих, честно говоря, скульптуры эпохи классицизма не очень-то сочетаются с конструктивизмом построек мясокомбината, выполненных якобы по образцу боен в Чикаго.

Так что по крайней мере торопиться с возвращением быков после реставрации на прежнее место, где они простояли более 80 лет, явно не стоит.

Быки на своём историческом месте — возле конторы Скотопригонного двора на Забалканском (Московском) проспекте. Фото начала ХХ века
Быки на своём историческом месте — возле конторы Скотопригонного двора на Забалканском (Московском) проспекте. Фото начала ХХ века

С другой стороны, нет возможности установить скульптуры там, где они располагались первоначально, то есть у здания конторы Скотопригонного двора на нынешнем Московском проспекте, 65 (здесь статуи простояли более 100 лет). Они перекроют сравнительно неширокий в этом месте тротуар, расширить который невозможно.

Есть и третий вариант размещения быков работы Демут-Малиновского. Как известно, территория Скотопригонного двора, где в советские годы располагался завод по производству молочных продуктов, отдана под застройку. Исторические корпуса Шарлеманя, расположенные на Московском проспекте и частично вдоль набережной Обводного канала, сохранены, а внутреннее пространство занял жилой комплекс, который по проекту архитектурного бюро «Студия 44» возводит группа компаний Legenda.

На проектных иллюстрациях этого объекта фигурируют и быки Малиновского, установленные со стороны Обводного канала возле заново отстроенной проходной молочного завода, которую в 1949 году соорудили в стилистике позднего ампира. Причём сделано это было по проекту архитектора Валентина Алексеевича Матвеева (1908-1968) столь удачно и органично, что неосведомлённый прохожий ничуть не сомневался, что этот одноэтажный корпус с тремя арками и внушительных размеров фронтоном тоже появился в 1820-е.

Статуи быков на набережной Обводного канала (проектный рисунок)
Статуи быков на набережной Обводного канала (проектный рисунок)

Судя по картинкам, смотрятся здесь быки Малиновского очень интересно. Впрочем, никаких решений пока не принято. Поскольку речь идёт о федеральном памятнике, веское слово должно сказать Министерство культуры РФ. Своё отношение к идее установки статуй на набережной Обводного канала городские власти Петербурга пока отчётливо не сформулировали. Тем не менее, никто особо не скрывает тот факт, что группа компаний Legenda участвует в финансировании реставрации этих скульптур.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы КГИОП, Музея городской скульптуры и справочных ресурсов Интернета