Ученые пришли в обычный класс начальной школы и назвали учителю нескольких его новых учеников, у которых, по их мнению, большой интеллектуальный потенциал.
Через год ученые вернулись и выяснили, что действительной те дети, которых они выбрали, стали отличниками.
Как так получилось?
С вами моя новая рубрика #что_говорит_наука_о
И сегодня - о вере учителей в своих учеников.
Итак.
На самом деле, ученые “выбрали” детей… абсолютно случайно! Но изменившееся отношение учителей к выбранным ученикам как к “особенно одаренным” стало определяющим в их успеваемости.
Выделенные ученики по итогам года продемонстрировали IQ в среднем на 10 единиц выше, чем их одноклассники, при этом их успеваемость за предыдущие годы не имела значения.
Это исследование психологов Rosenthal & Jacobson (1966)* произвело настоящий фурор среди педагогов. Феномен, выявленный учеными, стали называть “эффектом Пигмалиона” по названию греческого мифа о том, как скульптор влюбился в собственное творение. Учитель верит в ученика, а ученик достигает успеха, потому что хочет соответствовать высоким стандартам учителя.
Противоположность эффекту Пигмалиона - эффек Голема, когда заниженные ожидания руководителя или педагога ведут к плохим результатам, которые, в свою очередь, интерпретируются как самосбывающееся пророчество (“Я же говорила, что он не сдаст экзамен”).
При этом, важно разделять устремления (aspirations) и ожидания (expectations) учеников. Первые - о желании стать лучше и работать усерднее, а вторые - про амбиции и уверенность в успехе, которые могут быть ни на чем не основаны.
Какие выводы?
Никто не станет лучше от того, что ему все время говорят, что он никудышный.
Вместо этого лучше:
- верить в каждого ученика и почаще говорить ему/ей об этом,
- не клеить ярлыков,
- хвалить за усердие, усилие и правильные действия.
Теперь вы знаете: научно доказано, что это поможет!
Это и другие исследования о мотивации в обучении - в моем вебинаре “Как сдать экзамен?”
Rosenthal, R., & Jacobson, L. (1966). Teachers' expectancies: Determinants of pupils' IQ gains. Psychological Reports, 19(1), 115–118.
_____
Читайте меня там, где вам удобно:
Insta (личный аккаунт) Insta (аккаунт Школы)