Найти тему
Логопед дает ответ

Мой ребенок не выговаривает звуки. Идти к логопеду или ждать?

Логопед – врачеватель речи. Именно к нам идут за звуками и чистой речью. Когда же стоит обратиться к логопеду и нужно ли вообще? Давайте обо всем по порядку.

Нормы становления звукопроизношения.

Чтобы понимать, где нарушение/задержка нужно знать нормы становления звуков.

*Под физиологическими недостатками имеются ввиду те звуки, к которым артикуляционный аппарат ребенка не готов (т.е. это нормально, если он их не произносит в данном возрасте).

Когда точно пора к логопеду?

  • · Когда свистящие звуки (С,З,Ц) произносятся неправильно после 3 лет. Как показывает практика, с ними нужно начинать работать как можно раньше.
  • · Когда смягчение звуков в речи не уходит после 3,5-4 лет.
  • · Когда после 3 лет речь ребенка понимают только близкие
  • · Когда после 4 лет нет шипящих (Ш,Ж,Щ,Ч) звуков
  • · Когда родители не понимают какие звуки есть, а каких нет ( в любом возрасте можно прийти на диагностику)
  • · Когда после 5 лет нет звуков Л,Р
  • · Когда вместо язычного (нормального) звука Р появляется горловое произношение
https://pin.it/24oVKcu
https://pin.it/24oVKcu

Когда можно подождать?

  • · Если по таблице у ребенка все звуки есть и произносятся в речи.

Почему не затягивать с походом к логопеду?

Потому, что устная речь служит фундаментом для письменной речи, которой ребенок овладевает в школьном возрасте. И если каких-то звуков в речи нет, то ребенок не сможет их проговорить вслух, чтобы записать слово и, соответственно, запишет неверно (например: при отсутствии звуков Л,Р слово «роллы» напишет – «оы» или «ёоы», так как произнесет.

Почему раньше все без логопедов обходились и нормально говорили?

1. Не было так много случаев задержек речевого развития

В норме первые слова малыша появляются к концу первого года жизни. С этого момента начинается активная тренировка органов артикуляции. Сейчас же мы все чаще слышим, что ребенок заговорил после 3 лет, а значит нужно компенсировать ушедшие 2 года и развивать артикуляционный аппарат, чтобы догнать возрастные нормы.

2. Твердая пища

Процесс жевания твердой пищи также очень важен для тренировки мышц артикуляционного аппарата, переходу к правильному типу глотания и физиологического положению языка в состоянии покоя. Сейчас родители все чаще отдают предпочтение пюре, мягким фруктам и разнообразным кашам. Но в 1,5 года ребенок уже должен начинать активно жевать твердую пищу. Во времена бабушек и дедушек не было такого разнообразия детского питания, поэтому малыши своевременно начинали жевать и это тоже предотвращало возникновение дефектов звукопроизношения.

3. Субъективность

На самом деле, в те времена редко обращали внимание на то, как говорит ребенок. Ведь чаще всего звуки именно искажаются и дикция становится нечеткая («шепелявость», «картавость»). Сейчас большинство родителей следят за произношением своих детей, поэтому дефекты становятся заметнее в общей массе.