Найти в Дзене
Первые впечатления

Джон Дикон о жизни в Queen

В 1981 году в Берлине Джон Дикон дал интервью немецкому музыкальному журналу «Musikexpress & Sounds», когда его звездная группа путешествовала со своим новым туром «The Game». Это интервью получилось достаточно насыщенным и интересным, поэтому мы предлагаем его перевод нашим читателям. Приятного прочтения.

Джон Дикон
Джон Дикон

«Безжалостная пунктуальность не позволяет музыкантам Queen проводить каждый рождественский сезон (1977, 1978, 1979 и 1980) вне гастрольных туров, хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в их шоу мало что изменилось: даже черные аккуратные усы Фредди слабо помогают делу. Но для поклонников Queen важна не внешняя сторона шоу, а наличие старых хитов и нескольких новых песен. Фанаты, как и сами музыканты, не считают поведение Фредди на сцене чрезмерно воинственным – все это обычно для фронтмена. К сожалению, зрители ничего не знают о главных союзниках и помощниках экспрессивного короля Queen, который годами не давал интервью. Тем не менее Бернду Гокелю удалось встретиться с бас-гитаристом группы Джоном Диконом, который рассказал несколько действительно интересных вещей.

Последний альбом («The Game». – Прим. пер.), а также два новых сингла («Crazy Little Thing Called Love» и «Another One Bites the Dust». – Прим. пер.) стали самыми успешными записями, которые когда-либо делала группа, особенно в США. В музыкальном плане это звучит гораздо проще и прямолинейней, чем помпезные аранжировки, которые они выпускали три или четыре года назад. Почему же они решили так резко изменить свою художественную стилистику?

Джон Дикон: «Да, песни стали гораздо менее сложными, чем раньше. Возможно, это как-то связано с самими обстоятельствами записи. Мы вместе уже 10 лет и сейчас нам было удобней разбить запись на несколько этапов – по две недели для двух-трех песен. "Crazy Little Thing Called Love" шла первым номером, и, хотя после этого мы записали очень разные песни, первая запись, похоже, произвела нечто вроде сигнального эффекта. В любом случае вся эта запись выглядит проще и прямолинейней, чем то, что мы делали раньше. Почему так получилось? Я и сам не знаю».

Случались ли у вас за последние несколько лет моменты, когда вы говорили себе: «Мы не можем продолжать в том же духе; мы должны отказаться от напыщенных аранжировок и начать создавать более простые песни. Долой "Mustapha" и "Bohemian Rhapsody"?

Д.Д.: «Мы воспринимаем это в несколько ином ключе. Во время работы в студии иногда не перестаешь удивляться, как сами собой получаются песни; удивительно выглядят и те влияния, которые вы чувствуете в этих треках. Особенно показательно это выглядит в нашем случае – когда четыре человека пишут свои собственные песни. В таком случае действительно непросто ответить, как получаются песни – возможно, мы просто бессознательно следуем определенному направлению».

У вас бывают какие-то разногласия во мнениях? Может быть, вы разделяетесь на противоборствующие фракции, которые отстаивают свои идеи и убеждения?

Д.Д.: «О да».

В музыкальном плане

Д.Д.: «Да».

Внутри группы

Д.Д.: «Так и есть».

Независимо от того, беретесь ли вы за сложные или простые песни

Д.Д.: «Да-да».

Какие у вас возникают фракции, когда сталкиваются противоположные взгляды и вкусы?

Д.Д.: «Трудно сказать. У всех в группе разные вкусы. Как гитарист, Брайан больше интересуется музыкой с ярко выраженными гитарными риффами. Роджеру нравится настоящий рок-н-ролл, а мне - "черная" музыка. Это прежде всего потому, что здесь бас играет решающую роль, направляет её стили. Фредди? На самом деле очень трудно говорить о нем. У него очень широкий музыкальный вкус, и он берет из разных стилей понемногу. Нет такого жанра, которому бы полностью следовал Фредди».

Тур "The Game"
Тур "The Game"

Внутри вашей группы есть ли какие-то подгруппы, объединенные общими вкусами?

Д.Д.: «На самом деле у нас четыре фракции. У каждого из нас свой особенный музыкальный вкус. Конечно, иногда формируются группы, но их состав постоянно меняется. Как известно, в группах с одним лидером всегда есть опасность того, что вся группа будет идти по одному направлению, лучшему или худшему. К счастью, в Queen все совсем не так».

Но, наверняка, в самом начале у вас было нечто подобное

Д.Д.: «Да, вначале Брайан и Фредди были самыми важными участниками. Они по-прежнему пишут большинство песен, но мы с Роджером теперь гораздо больше вовлечены в работу группы. На самом деле у Роджера сейчас так много материала, что ему пришлось записывать сольный альбом. Он больше не мог вписывать все свои идеи в группу».

Но разве только у него есть сольные амбиции?

Д.Д.: «Пока да. Я пишу не так много песен, как он, поэтому меня не слишком расстраивает, что можно использовать лишь часть всего материала. Фредди мог бы записать сольный альбом, потому что он может быть действительно продуктивным, если захочет».

Почему же он не думает о своей сольной пластинке? Слишком ленив?

Д.Д.: «Да, иногда, я думаю. Когда мы работаем над альбомом, он трудится вместе со всеми, но в промежутках он отпускает поводья».

Как выглядят отношения четырех участников на частном уровне? Это похоже на Pink Floyd, которые девять месяцев в году живут в четырех разных местах по всему миру и собираются в студии только в случае крайней необходимости?

Д.Д.: «Нет, мы все живем в окрестностях Лондона и регулярно видимся. Я знаю, что у некоторых групп возникают проблемы, если они живут на большом расстоянии друг от друга. Участники должны регулярно собираться вместе и обсуждать насущные проблемы. Мы никогда ничего не предпринимаем, если три участника не придерживаются одинакового мнения. Это достаточно демократичный процесс».

Значит, вы все равно будете действовать, когда у четвертого участника есть серьезные опасения?

Д.Д.: «Это зависит от степени опасения. Если четвертый участник делает все возможное и выдвигает реальные аргументы против общего решения, то из правила делается исключение. И такие ситуации периодически случаются».

Про прошествии 10 лет…разве у вас не возникает желания побыть вдали друг от друга после длительного тура?

Д.Д.: «О да, нечто подобное просто необходимо. Возьмем, к примеру, The Who, которые притормозили, когда Питу Таунсенду надоели гастроли. Но потом, из-за смерти Кита Муна, они взяли себя в руки и снова запустили свой корабль. Я видел их в Лос-Анджелесе, и они были потрясающими, полностью контролируя свою деятельность. Pink Floyd же – довольно странная группа. Мы сами стараемся каждый год выпускать альбом и ездить в турне, бывать везде, но вот Pink Floyd дает несколько концертов в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне и Дортмунде, а потом долгое время с ними ничего не происходит. Или возьмем, к примеру, их новый альбом, который…»

Который является не чем иным, как сольным альбомом Роджера (имеется в виду вокалист и бас-гитарист Pink Floyd Роджер Уотерс. – Прим. пер.)

Д.Д.: «Именно так, и это, должно быть, напрягает группу. Публика ничего об этом не знает; они думают, что Pink Floyd - это Pink Floyd. Посторонние обычно не замечают напряженности и сдвигов, существующих внутри группы. Не думаю, что на них положительно повлияло известие, что Ник Мейсон не доволен своей ролью барабанщика, и ему хочется получить больший контроль над деятельностью группы. К счастью для Queen, у нас все по-другому, хотя не так давно у нас была похожая проблема во время записи альбома "Flash Gordon". Мы начали работать вместе, но в конце концов Брайан закончил запись, решив, какие песни включить в альбом и т.д. Это нестандартная ситуация для Queen, которая быстро привела к разногласиям. Брайан хотел отдать должное немецкому звукоинженеру, с которым он тесно сотрудничал в Мюнхене, в то время как мы предпочли бы видеть это как совместный альбом Queen. Как бы там ни было, Брайан одержал верх, и мы сдались. Но для публики это все равно будет альбом Queen. "Flash Gordon" – музыка Queen. Посторонние люди понятия не имеют, насколько личными и значимыми являются некоторые песни, созданные внутри группы. Для публики это песня Queen, хотя на самом деле это очень личная песня одного из участников».

Как насчет вашей песни "Another One Bites the Dust"? Насколько эта песня личная и репрезентативная для вас?

Д.Д.: «Эта песня появилась потому, что я всегда хотел сделать что-то в духе "черной" музыки, что-то в стиле диско. Мне удалось включить песню в альбом такой, какой я видел её. Она нетипична для Queen, и я не знаю, сделаем ли мы когда-нибудь нечто подобное. Почти сразу у нас возникли из-за нее разногласия. Наша компания в Америке хотела выпустить эту песню в качестве сингла, поскольку она сразу получила широкое распространение на "черных" радиостанциях. Роджер был против этого, потому что это так сильно отличалось от типичного направления Queen, было ближе к стилю диско. Поэтому он подумал, что это вряд ли гармонично впишется в общую картину группы».

-3

Такие ситуации часто случаются?

Д.Д.: «Такое бывает. Например, Брайану не нравится песня Фредди, и наоборот. Вы не сразу осознаете это, но постепенно вы почувствуете общее отношение к ней группы. "Another One Bites the Dust" – один из последних примеров этому. Роджер был действительно против этого, потому что считал, что Queen не должны стать группой, которая процветает на популярных синглах. Мы по-прежнему хотим сохранить ту тяжесть, которая у нас есть как у живой группы».

Тогда я задам вам вопрос о ваших шоу: как известно, вы до сих пор исполняете на концертах "Bohemian Rhapsody", которая вышла в далеком 1975 году. Не является ли это неким балластом, тем, что сейчас считается старомодным?

Д.Д.: «Самая большая проблема в выступлениях заключается в том, что мы стараемся ненавязчиво выбрасывать старый материал. Конечно, "Bohemian Rhapsody" для нас старомодна, это Queen образца 1975 года. Но весьма трудно отказаться от материала, которого ждут зрители».

То есть вы идете на компромиссы?

Д.Д.: «В некоторой степени. Мы стараемся найти баланс старого и нового в наших концертных шоу».

Какие песни вы предпочли бы выбросить за борт сегодня?

Д.Д.: «Хм. Мы пытаемся решить эту проблему, объединив несколько старых хитов в виде попурри. Иногда Брайан говорит, что не хочет играть свое обычное соло в следующем туре. Он говорит это уже давно, но это своего рода особенность нашего шоу. То же самое и с "Bohemian Rhapsody", включение которой в концерты далось нам нелегко. Вместе с этим мы стараемся привлекать новых поклонников на наши шоу. В какой-то момент нам, как старой группе, придется носить с собой огромное множество старых хитов. Об этой проблеме, кстати, старая группа может сочинить песню».