Найти в Дзене
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ

Русская живопись - это слишком сложно для Вас? Докажу обратное

«Русская живопись так же существенно отличается от европейской, как и литература. Точка зрения наших художников — все равно, литераторов или живописцев — на мир тенденциозная по преимуществу»
© Иван Николаевич Крамской. До этого мы с вами занимались частным. Пришло время обобщить и причесать все то, что было написано на канале более чем за год. Как говорится, привести уравнение к общему знаменателю. Прийти от частного к общему — по-научному это означает сделать индуктивное умозаключение. Вперед! Глава 1. "Киевская Русь" Русское искусство (и русская живопись, в частности) берут истоки от искусства Киевской Руси. В конце 10 века киевский князь Владимир выбирал веру для своего народа. Выбор пал на христианство, эта вера была духовно ближе русскому человеку. В 988 году произошло событие под названием "Крещение Руси". С этого момента вместе с верой в Киевскую Русь проникли и художественные традиции из Византии. Смешение византийского искусства и языческой культуры привело
Оглавление
«Русская живопись так же существенно отличается от европейской, как и литература. Точка зрения наших художников — все равно, литераторов или живописцев — на мир тенденциозная по преимуществу»
© Иван Николаевич Крамской.

До этого мы с вами занимались частным. Пришло время обобщить и причесать все то, что было написано на канале более чем за год. Как говорится, привести уравнение к общему знаменателю. Прийти от частного к общему по-научному это означает сделать индуктивное умозаключение. Вперед!

А.К. Саврасов — «Закат над болотом» (1871 г.)
А.К. Саврасов — «Закат над болотом» (1871 г.)

Глава 1. "Киевская Русь"

Русское искусство (и русская живопись, в частности) берут истоки от искусства Киевской Руси. В конце 10 века киевский князь Владимир выбирал веру для своего народа. Выбор пал на христианство, эта вера была духовно ближе русскому человеку. В 988 году произошло событие под названием "Крещение Руси". С этого момента вместе с верой в Киевскую Русь проникли и художественные традиции из Византии. Смешение византийского искусства и языческой культуры привело к созданию чего-то нового и уникального. Этот момент можно считать отправной точкой для всего последующего русского искусства.

В.М. Васнецов — «Крещение Руси» (1890 г.)
В.М. Васнецов — «Крещение Руси» (1890 г.)

Глава 2. "Иконопись"

С чего же началась русская живопись? С примеров Византии - иконопись, фрески, мозаики и миниатюрные иллюстрации к летописным сводам. Основой древнерусского искусства до 18 века стала, разумеется, иконопись.

Поначалу для росписи только что построенных церквей приглашались византийские мастера. Но со временем появилась и отечественная иконописная школа. Первыми русскими иконописцами стали преподобные Григорий и Алипий. Они принимали участие в росписи Киево-Печерского монастыря (одного из первых в Киевской Руси). Но их иконы по-прежнему были навеяны византийскими традициями.

икона преподобному Григорию - иконописцу Печерскому
икона преподобному Григорию - иконописцу Печерскому

Аутентичные иконы Киевской Руси начали появляться лишь в XII веке, в Великом Новгороде. Несмотря на ряд заимствований из европейской иконописи, новые иконы русских мастеров имели ряд отличительных особенностей:

1. Цветовая палитра - основой стали зеленый и бледно-желтые цвета. 2. Уникальное нововведение - обводка изображаемых фигур черными линиями. 3. Древнерусские иконы имеют плоскостное, бестелесное изображение образов и фигур.
Благовещение «Устюжское» — самая ранняя русская икона XII века
Благовещение «Устюжское» — самая ранняя русская икона XII века

Постепенно связь между Киевской Русью и Византией слабеет. Всему чему можно было научиться у заграничных мастеров - научились, пришло время для самобытного творчества! Помимо Новгорода, начали создаваться иконописные школы в Твери, Владимире, Суздале и Пскове. Если бы не набеги монголов, то до наших дней дошло бы гораздо больше икон тех времен. Но, увы.

Новгородская школа иконописи — «Спас Нерукотворный» (около 1191 г.)
Новгородская школа иконописи — «Спас Нерукотворный» (около 1191 г.)

Зато до наших дней дожили произведения двух великих мастеров русской иконописи - Феофана Грека и Андрея Рублева. С их именами связан расцвет русского искусства на рубеже XIV и XV веков. Этот период впоследствии ознаменуют "золотой век древнего русского искусства". Самыми важными работами являются «Богоматерь Донская» Феофана Грека, и более известная «Троица» Рублева. На времена этих иконописцев выпал и расцвет русской веры. Иконы стали невероятно почитаемыми в каждом доме. Эпидемии, войны, набеги врагов, личные несчастья и болезни - при всех трагедиях люди искали помощи в молитве перед иконами.

Феофан Грек — «Богоматерь Донская» (1382—1395 гг.)
Феофан Грек — «Богоматерь Донская» (1382—1395 гг.)
Андрей Рублев — «Троица» (1411 год или 1425—1427 гг.)
Андрей Рублев — «Троица» (1411 год или 1425—1427 гг.)

Продолжит традиции Андрея Рублева московский иконописец и мастер фресок конца XV - начала XVI веков Дионисий. А затем все постепенно пойдет на спад. Пока в XVIII веке не наступит окончательный упадок иконописи. Иконы будут писаться на заказ "неверующими" художниками. А затем и вовсе светская живопись вытеснит религиозную. С этого момента начинается новый этап в развитии русской живописи.

Дионисий — «Одигитрия Смоленская» (1482 г.)
Дионисий — «Одигитрия Смоленская» (1482 г.)

Глава 3. "17 век"

17 век является переходным этапом от иконописи к светской живописи. У художников появилось внутреннее желание к изображению обычной жизни и красоты природы. Лидером такого движения стал Симон Ушаков. В своих работах он стал рушить вековые каноны иконописи. На самой известной работе «Спас Нерукотворный», в противовес одноименной иконе новгородской школы, плоскость изображения теряется и Иисус становится слишком реалистичным.

Симон Ушаков — «Спас Нерукотворный» (1658 г.)
Симон Ушаков — «Спас Нерукотворный» (1658 г.)

Помимо этого появляются такие живописцы как Гурий Никитин. Его фрески нечто среднее между иконописью и последующей живописью 18 и 19 веков. Характерная черта такой живописи - "бытовизм", то бишь интерес к повседневной жизни человека.

Гурий Никитин — «Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея» (1681 г.)
Гурий Никитин — «Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея» (1681 г.)

Глава 4. "18 век"

Век 18 идет неразрывно с великим русским императором Петром I. "Окно в Европу" не обошло стороной и живопись. На перенимание европейского опыта последний царь всея Руси отправляет отечественных мастеров. Россия всеми способами пытается догнать далеко ушедшее европейское искусство. Происходит нечто вроде "пятилетки за три года". Становятся важными перспектива, анатомия человеческого тела, и светотень.

18 век можно охарактеризовать, как век портретов. Всевозможные варианты этого жанра - в полный рост, по пояс, только голова, парный, парадный, камерный, двойной и т.д. Реалистичная русская живопись начинается с Ивана Никитина, он считается ее основателем. После заграничной поездки его портреты опережают всех остальных отечественных художников на три головы.

Иван Никитин — «Портрет канцлера Г. И. Головкина» (1720-е гг.)
Иван Никитин — «Портрет канцлера Г. И. Головкина» (1720-е гг.)
Иван Никитин — «Портрет напольного гетмана»
Иван Никитин — «Портрет напольного гетмана»

Продолжают традиции Никитина два столпа отечественной портретной живописи - Владимир Лукич Боровиковский и Дмитрий Григорьевич Левицкий. Много про них не будем. Портретисты и портретисты - ничего особенного.

В.Л. Боровиковский — «Портрет М.И. Лопухиной» (1797 г.)
В.Л. Боровиковский — «Портрет М.И. Лопухиной» (1797 г.)
Д.Г. Левицкий — «Портрет Екатерины II» (1787 г.)
Д.Г. Левицкий — «Портрет Екатерины II» (1787 г.)

Глава 5. "19 век"

Век девятнадцатый, пожалуй, самый изученный и самый известный для неискушенного простого русского зрителя. Его еще называют "золотым веком" русской живописи. Это было время ее максимального расцвета. Примерно до середины века господствовала идеология Академии художеств. Существовали некие каноны живописи, которые неукоснительно требовалось соблюдать, иначе ты не художник!

Классическими примерами картин этого периода являются две масштабные работы. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Академия требовала требования, а художники беспрекословно исполняли. Полотна должны были быть историческими, религиозными или мифическими. И никакого реализма!

К.П. Брюллов — «Последний день Помпеи» (1833 г.)
К.П. Брюллов — «Последний день Помпеи» (1833 г.)
А.А. Иванов — «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.)
А.А. Иванов — «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.)

Но реализм все-таки появился. Начало этому положил "Бунт 14". На финальном конкурсе Академии художеств 14 участников отказались писать полотно на заданную тему. Молодые художники покинули Академию и создали Артель художников, которая со временем превратилась во всем известных передвижников. Творческая молодежь хотела писать полотна не о скандинавских мифах, а об окружающей действительности. Это, собственно, и стало главной целью Товарищества передвижных художественных выставок - изображать реальную жизнь простого русского народа. Художников здесь было несметное множество. Ниже лишь немногие!

В.Г. Перов — «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.)
В.Г. Перов — «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.)
В.Е. Маковский — «К венцу. Прощание» (1894 г.)
В.Е. Маковский — «К венцу. Прощание» (1894 г.)
И.Е. Репин — «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.)
И.Е. Репин — «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.)
В.Д. Поленов — «Московский дворик» (1878 г.)
В.Д. Поленов — «Московский дворик» (1878 г.)
В.В. Пукирев — «Неравный брак» (1862 г.)
В.В. Пукирев — «Неравный брак» (1862 г.)

Глава 6. "20 век"

Передвижники просуществуют около 50 лет. Через полвека реалистичная живопись изживет себя. На смену реализму придет несметное количество новых -ИЗМов. Импрессионизм, абстракционизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм и так далее. Во всем этом разбираться сейчас мы не будем, чтобы статья не затянулась еще на пару часов.

Стоит сказать, что 20 век был полон на всевозможные события. Две глобальные мировые войны, Холокост, атомные бомбы, полет человека в космос, рождение интернета, множество локальных конфликтов, Чернобыль, СПИД, Югославия и так до бесконечности. А всем известное утверждение гласит, что хороший художник должен соответствовать времени, в котором он живет. Соответственно и живопись в 20 веке стремительно менялась. Поэтому, возможно, и не стоит так яростно критиковать художников, творивших в это время. Даже Казимира Малевича! Его, всеми любимым, квадратом мы, пожалуй, и закончим.

К.С. Малевич — «Черный квадрат» (1915 г.)
К.С. Малевич — «Черный квадрат» (1915 г.)
  • Понравилась статья - подпишитесь на канал и поставьте лайк! (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!) Вам совсем несложно, зато очень важно для этого прекрасного канала! Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
  • Всего наилучшего!