Найти тему
SM NEWS

Российские угольщики и нефтяники сошлись в схватке за приоритетное право перевозить свои грузы через БАМ и Транссиб

finobzor.ru📷
finobzor.ru📷

Между представителями угольной и нефтяной отраслей возникла нешуточная борьбы за приоритетное право доставлять свои грузы по железной дороге на Восток. В 2022 году карт-бланш получили угольщики, однако нефтяники в связи с введением потолка цен на нефть тоже столкнулись с необходимостью переориентировать свои потоки в Азию, и теперь конкурируют с ними за мощности БАМа и Транссиба. В ситуации разбирался обозреватель газеты "Взгляд".

Ситуация может еще больше обостриться после 5 февраля, когда вступит в силу эмбарго на российские нефтепродукты. Проблема состоит в том, что перевозка грузов по железной дороге ограничена мощностями БАМа и Транссиба, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, а это сложные развязки, узкие места, где-то нет электричества. За 2022 год БАМ и Транссиб перевезли 158 млн тонн грузов, а необходима пропускная способность составляет не менее 200 млн тонн, но этого уровня можно достигнуть не ранее чем через несколько лет.

Россия в течение многих лет ориентировала свои поставки на Запад и Европу, поэтому с введением санкций возникла колоссальная проблема из-за элементарного отсутствия ж/д инфраструктуры. Вести грузы в западные порты Ленинградской области или Новороссийск, чтобы потом отправить груз на Восток, намного дороже. К тому же в западных портах может возникнуть проблема с танкерами. Обсуждаемый проект по поводу доставки грузов из Ленинградской области по Северному морскому пути эксперт Юшков также пока считает скорее вопросом будущего.

"Я сомневаюсь, что какой-то экзотический маршрут типа Северного морского пути нас спасет. Другие маршруты по суше, например, на юге – это тоже долгосрочные проекты, которые требуют много-много денег и времени", - отметил эксперт.

По его словам, проще и дешевле модернизировать железную дорогу или построить новые БАМ и Транссиб, так как это более короткий и универсальный путь.

А пока, по мнению аналитиков, угольщикам, которые привыкли пользоваться приоритетным правом на перевозку, придется немного подвинуться, потому что от продажи нефти и нефтепродуктах Россия все же получает больше, чем от угля, хотя и "угольные" деньги терять было бы неправильно.

Проблема в итоге будет решена, но на это потребуется достаточно большой срок, примерно несколько лет, и огромные вложения государства, которые исчисляются триллионами рублей, делаю вывод эксперты газеты "Взгляд".