Про мою/нашу учительницу химии. То, что она творила на уроках больше никто не делал даже тогда. Интересно, можно ли сейчас представить такое...
Статья – по мотивам обсуждения актуальных новостей о случаях в школах.
Контекст:
90е годы, райцентр, время «голодное» - снабжение у школы мизерное, реактивов нет.
Но каждый урок химии – праздник, фестиваль, и даже карнавал. Иногда – с рукоприкладством.
Честно, фамилии учительницы не помню. Но звали ее Марья Михайловна. Сухонькая женщина тогда уже очень почтенного возраста. Если вдруг читают земляки, то обязательно её узнАют)
Ах, как она поёт!
Мнемоника - это по-умному, а «по-нашенски» - частушки.
Представляем себе на народный мотив:
«Фенолфталеиновый в щелочах малиновый,
Но зато за это в кислотах он без цвета».
Представили? А теперь добавим к образу бабушку в красивом платке, которая поет-приплясывает, а в конце частушки добавляет залихватское «ууух!».
Попробуй забудь потом индикатор щелочей:)
Все от бедности
В 90е в школе не было не то, что реактивов – мела не было. А лабораторные работы в учебном плане были. И что делать? МарьМихална знала, что!
Говорит: реактивов нет, но я чуть-чуть добыла и сейчас вам все покажу.
И показывала…
- Берет две пробирки, смешивает содержимое, раздается B3pыB– звук- хлопо ктакой силы, что, простите, отложить кирпичи могли ученики, сидящие с первой по четвертую парту включительно.
На самом деле учительница смешивала воду с водой, а звук издавала сама. Но мы искренне верили.
- И распределение электронов по орбиталям – доходчиво, что дебил не поймет. «Вот как люди в автобус садятся: занимают сначала полностью свободное сиденье, а когда такие заканчиваются, то начинают к кому-то «соседиться».
- Вместо указки у МарьМихалны была швабра. Потому что ей удобно, не вставая из-за стола, и на таблицу Менделеева под потолком ткнуть и по голове зарвавшемуся ученику двинуть. Не больно, но качественно.
Один, я сказала!
Если кто-то зарвался, накосячил, не выучил, то звучало громко:
«Садись, один!»
Мы первые разы не понимали, а поняли, только когда увидели стоящие в журнале «однерки». Хотя уже тогда система оценок в школе была трёхбалльная. Колы, правда, потом в бумажном журнале заслуженно исправлялись на 4, а иногда и на 5. Кстати, домашних заданий не было почти никогда.
Химия была: урок-праздник, фестиваль и даже карнавал. Любили мы ее, и, кажется, знали. Несмотря на все «закидоны» и даже благодаря им. А вот не было бы той швабры-указки или единиц в журнале – не уверена, что бы было.
Спасибо, что дочитали!
Поделитесь, если не жалко, историями про своих учителей.