- …перемены и смена условий, а также изменение требований в разные века и эпохи есть причина отмены законов. Ибо наступает время, когда сии законы более уже не соответствуют должным образом новым условиям. Посмотрите, сколь разнятся потребности первых веков, Средневековья и современности. Возможно ли, чтобы законы первых веков действовали в настоящее время? Очевидно, что это было бы невозможно и неисполнимо. Подобным же образом по прошествии нескольких столетий требования настоящего времени будут отличаться от требований будущего, и, определенно, будут иметь место изменения и преобразования. В Европе законы непрестанно меняются и преобразуются; сколь много в прошедшие годы в европейских организациях и системах было законов, которые ныне отменены! Сии изменения и преобразования происходят благодаря сдвигам и переменам в мышлении, условиях и обычаях. Если бы этого не было, то процветанию мира людей пришел бы конец.
- Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.
- Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
В буддизме верующие стремятся следовать Благородному Восьмеричному Пути — пути достижения человеком мудрости, сосредоточенности и нравственного поведения. Будда объяснял, что нравственное поведение включает в себя правильную речь, правильный образ жизни и правильные поступки. Через свое учение Будда стремился помочь своим последователям прожить жизнь так, чтобы это привело к их личному счастью и к благополучию общества в целом. Каждая мировая религия имеет подобные наставления, правила и законы поведения — моральный кодекс, по которому нам следует жить.
Наши действия — то, что мы делаем в нашей повседневной жизни — оказывают огромное влияние на наше духовное развитие, наше счастье и наше будущее. Если мы хотим, чтобы наши поступки оказывали позитивное влияние не только на нас самих, но и на окружающих нас людей, нам необходимо понимать, чему нас учит моральный кодекс религии.
В учении бахаи говорится, что повиновение Божьему закону — один из столпов религии. Это же является основной идеей Будды о праведных поступках в нашей повседневной жизни. Бахаи рассматривают эти законы не как навязывание Божественной воли или власти, а как установления истины и справедливости в человеческом мире.
С точки зрения бахаи, религии содержат два типа правил — один тип имеет дело с вечными принципами, общими для всех вероучений, в то время как другой тип связан с обстоятельствами времени и места:
…перемены и смена условий, а также изменение требований в разные века и эпохи есть причина отмены законов. Ибо наступает время, когда сии законы более уже не соответствуют должным образом новым условиям. Посмотрите, сколь разнятся потребности первых веков, Средневековья и современности. Возможно ли, чтобы законы первых веков действовали в настоящее время? Очевидно, что это было бы невозможно и неисполнимо. Подобным же образом по прошествии нескольких столетий требования настоящего времени будут отличаться от требований будущего, и, определенно, будут иметь место изменения и преобразования. В Европе законы непрестанно меняются и преобразуются; сколь много в прошедшие годы в европейских организациях и системах было законов, которые ныне отменены! Сии изменения и преобразования происходят благодаря сдвигам и переменам в мышлении, условиях и обычаях. Если бы этого не было, то процветанию мира людей пришел бы конец.
Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы, раздел 20.
Итак, законы приходят и уходят, за исключением вечных законов Вселенной. Каждый из нас может довольно легко определить вечные правила, которым нужно следовать — все мировые религии подчеркивали их. Мы должны любить не только своего Создателя, но и наших близких. Нам необходимы как вера, так и соответствующие ей поступки. Медитация или молитва сами по себе не помогут. Правильное понимание, цель и концентрация, являющиеся внутренней половиной Восьмеричного Пути Будды — все это необходимо. Но другой, внешней половиной Восьмеричного Пути являются правильная речь, поведение, усилия и призвание. Они также необходимы, потому что именно поведение и дела подтверждают и проявляют внутреннее намерение.
Каждая из великих религий содержит наставление, которое помогает обобщить суть этих вечных правил. В исламе оно выражено следующим образом:
Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.
Коран 41:34
В индуизме мы находим его во многих местах. Например, в "Махабхарате":
Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Санти парва 167:9
В иудаизме мы читаем:
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя.
Левит 19:18
В христианстве мы находим:
Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Матфей 7:12
И буддийское писание говорит:
Побеждай гнев любовью; побеждай зло добром; побеждай жадность щедростью; а ложь — правдой!
Палийские тексты
Эти простые, проникновенные и сильные наставления помогают нам помнить, что духовная личность концентрируется на обоих столпах религии — любви к Богу и правильных поступках.