Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"НЕДОПЯТНИЦА". Необязательный ежемесячный окололитературный пятничный клоб. Заседание шестое

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Прошу вас, присаживайтесь поудобнее. Вот то покойное кресло, полагаю, будет в самый раз! Я, признаться, очень рад, что наши "литературные пятницы" как-то прижились, а для меня же лично каждая лишняя встреча с читателями - отличный повод не только для общения, но и поднять бокал золотистого пуи и за наше здоровье, и за то, что канал ещё как-то - благодаря вам - существует... на совершенно бескорыстной основе. Что означает лишь одно: стало быть вашему автору, как человеку практическому, это зачем-то нужно. Вероятно, чувствую себя в кругу единомышленников. А это - поверьте - дорогого стоит!

Объявляю очередное заседание нашего клоба открытым!

ХОРОШЕНЬКИЕ ДЕЛА

ВРЕМЯ ПЕРВОЕ

ВРЕМЯ ВТОРОЕ

ВРЕМЯ ТРЕТЬЕ

ВРЕМЯ ЧЕТВЁРТОЕ

Художник Борис Павлович Николаев
Художник Борис Павлович Николаев

Прошли два года. В отличие от меня, успевшего обзавестись очаровательной и спокойной - в маму - дочуркой (пришлось потеснить только-только успокоившихся родителей и вынужденно поменяться с ними комнатами), жизнь Никиты протекала в вялом и унылом ритме. Раз - два в году он снимался на какой-нибудь киностудии во второстепенных ролях, совершенно махнув на себя рукой - видно, время снять наложенную на него за дружбу с Тиссе епитимью еще не пришло, и было совершенно непонятно - придет ли оно вообще! "Снимают - и ладно!" - с деланым безразличием говорил Никита, шагнувший за ту возрастную отметку, когда время подводить итоги еще не пришло, но какие-то первоначальные выводы сделать уже возможно. В театре история с режиссером-антисоветчиком уже почти забылась, но полная пассивность и осторожность Полевого снова вернула изрядно шумевший еще недавно храм культуры в период "послеобеденной дремоты в июльский полдень", как с гримасой отвращения называл эту ситуацию Никита. Вместо удаленных из репертуара спектаклей была поставлена пьеса какого-то заслуженного, пишущего скучнейшие статьи на производственные темы, журналиста под названием "Совесть". Речь в ней шла о принципиальном молодом парторге некоего строящегося индустриального гиганта: председатель обкома, всячески подгоняя завершение стройки к надвигающейся юбилейной дате, рапортует в центр о фактической готовности гиганта к эксплуатации, отлично зная о чудовищных недоделках, но совестливый парторг, идя наперекор руководству, прямо на торжествах открыто заявляет об очковтирательстве и призывает жить по-коммунистически. Никите роль парторга, конечно, не досталась, да он бы и сам от нее отказался, удовольствовавшись образом не менее принципиального комсомольского вожака. Даже предложенная Полевым постановка лермонтовского "Маскарада" не пробудила его от апатии. "А вам я хочу предложить роль Арбенина!" - торжественно-восторженно, как он всегда это делал перед тем, как облагодетельствовать кого-нибудь, произнес Полевой. "А-а...", - вяло отреагировал Никита, уже представив скуку, которой будет пропитана будущая постановка этого случайного в театре ремесленника. "Вам что - Лермонтов не нравится?" - искренне удивился Полевой, несколько даже обиженный подобным равнодушием. "Лермонтов мне нравится", - сухо ответил Никита, заранее зная, что ответит и какие последствия это повлечет, но будучи не в силах отказать себе в удовольствии продолжить именно подобным образом. - "Мне не нравитесь вы, Павел Степанович". Ясно, что Арбенин после этого изящно сделал Никите ручкой.
Период спячки закончился совершенно неожиданным для него образом - звонком из московского творческого объединения "Экран" – того самого, где он дебютировал в роли лейтенанта Сокольникова. Молодой, немного заикающийся режиссер Ларионов предложил Никите приехать на пробы к телефильму по рассказу Чехова "Учитель словесности". "На какую роль?" - съязвил Никита, пытаясь вспомнить суть рассказа. - "Спившийся чиновник или второй офицер слева?" "З-зачем же чиновник?" - несколько удивился Ларионов. - "Да вы рассказ почитайте и п-приезжайте! Я хочу предложить вам Никитина". Никита недоверчиво полез в собрание сочинений Чехова, отыскал там нужный рассказ, прочел и быстро набрал номер Ларионова. "Послезавтра вас устроит?" - уже другим тоном спросил он режиссера.
Вернувшись из Москвы, он восторженно закричал мне в трубку:
- Артем, ты не представляешь, как я хочу эту роль! Мы с этим Ларионовым даже видим и понимаем ее одинаково. Я как прочел - сразу так и увидел: на начальных титрах играет духовой оркестр и из ворот выезжает кавалькада. Все в белом: это создаст ложную иллюзию благополучности. А какая прелесть чеховские Манюся и Варя! Не поверишь - за эту роль я готов глотку перегрызть кому угодно - хоть председателю Госкино!
Я недоверчиво перечитал уже забытый рассказ и тоже попал под очарование чеховских образов и мягкого, свойственного только ему, юмора. Искренне пожелав Никите удачи, я понимал, что именно эта роль поможет ему пробудиться от дремоты и, возможно, вернуться на большой экран в совершенно другом качестве. Смущал только некий современный подтекст рассказа, где главный герой, словно просыпаясь, всею кожей ощущает внезапно пошлость и ничтожность существования своего и окружающих. "Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!" - писал в дневнике в самом финале осознавший свою бездарность и никчемность учитель словесности Никитин... Гм! Тиссе бы здесь разгулялся на славу!
История с пробами тем временем развивалась достаточно предсказуемо: Никиту ни за что не хотели утверждать, упрямо мотивируя это "уже сложившимся привычным образом отрицательного персонажа в исполнении артиста Кашина в глазах советского зрителя". "П-позвольте, а как же лейтенант Сокольников?" - возмутился Ларионов. "Много воды с тех пор утекло", - туманно отвечали ему. Однако Ларионов, проявив неожиданное для бородатого очкастого интеллигента упорство, бросил: "Тогда я отказываюсь делать этот фильм! Берите другого режиссера и снимайте хоть Иосифа Кобзона!" В итоге, хоть и с большим скрипом, утверждение на роль Кашина прошло - по слухам, сам всесильный председатель Комитета по телевидению и радиовещанию Лапин, ознакомившись с сутью дела, небрежно бросил: "Что там? Чехов? Да пусть играет!"
Регина, узнав о новой роли Никиты, неожиданно устроила скандал - она-то хорошо знала, чем заканчивались раньше такие съемки. Если, отправляя мужа на три дня в Свердловск, она понимала, что ничего серьезного с ним просто не успеет произойти, то главная роль в полнометражном фильме предполагала более длительный период отсутствия Никиты - это было уже серьезно. "А кто играет Варю и Манюсю?" - с подозрением спросила она, прочитав рассказ. Выяснив, что в роли Манюси будет сниматься уже успевшая засветиться в многосерийном фильме про молодежную стройку хорошенькая блондиночка Татьяна Кульчицкая, а Варю станет играть известная на весь актерский мир своей слабостью "на передок" Настя Палей, Регина заперлась в ванной и, не отвечая на увещевания Никиты, сквозь шум воды и рыдания произносила только одно: "Ну и поезжай к своим бабам!" "Да какие бабы?!" - возмущался Никита. - "Я работать еду, понимаешь? Ра-бо-тать!" Мир в семье в итоге был восстановлен, но Регина, сажая мужа на поезд, честно сказала: "Смотри! Если что узнаю - ни меня, ни Артюшу больше не увидишь!"
Натурные съемки "Учителя словесности" проходили в Вологде - именно там Ларионов обнаружил почти девственную архаичность уездного российского городка XIX-го века. Налюбовавшись видами Вологодского кремля и устроившись в гостинице с одноименным городу названием, съемочная группа во главе с разгулявшимся московским актером Репиным, играющим Ипполита Ипполитыча, устроила в ресторане торжественный ужин по поводу начала съемок. Не привыкший еще к поведению актерской братии "на натуре", Ларионов дико посмотрел на количество заказанной водки и, попросив всех завтра собраться в холле к девяти утра, тихо вышел. Нужно ли объяснять, что утром Никита проснулся в объятиях Насти Палей? Ужас ситуации заключался в том, что эта красивая дура ни один свой роман, даже самый краткосрочный, не могла переживать в одиночестве - ей непременно зачем-то было необходимо оповестить о нем весь мир. Если бы в эти времена в СССР существовала "желтая" пресса, то Настя была бы в ней постоянной героиней, не сходя с главных полос.
- Настя, одумайся! - честно предупредил ее Никита. - Ничего не было! Ты обманом проникла в мой номер и пьяного изнасиловала! У меня семья!
- Господи, Кашин! - фыркнула Палей, крася хорошенькие надутые губки. - Да сто лет ты мне сдался! Может, ты и был хорош лет десять назад, но сейчас ты сможешь заинтересовать разве что вологодских доярок... и то до утренней дойки - с тобой спать хорошо, не храпишь!
Нелестные слова Насти, как ни странно, успокоили Никиту, и более никаких глупостей ни с нею, ни с Кульчицкой, явно благосклонно посматривающей на него, ни с высоченной как баскетболистка ассистенткой Ларионова он себе уже не позволял. Режиссер, несмотря на внешность и возраст неофита, группу явно "чувствовал" и был, что называется, "в материале", подробно описывая актерам перед каждым эпизодом их задачи и психологическую составляющую момента. Даже неопытная еще Кульчицкая свою сверхзадачу понимала, кивала головой и делала почти так, как было нужно. Неизвестно, откуда Ларионов, снимающий всего лишь вторую картину, позаимствовал этот прием, но он отзывал в сторону каждого и, сверкая толстыми линзами очков, влюбленно говорил: "Старик, честное слово, ты - просто класс! Давай еще раз так же, идет?" Вдохновленный актер "давал" еще раз, потом еще, и каждый раз был лучше предыдущего. В результате такого всеобщего единения натура была снята всего за полторы недели, оставались более длинные павильонные съемки в Москве.
Возвратившись из Вологды домой, Никита открыл дверь, на всякий случай, понюхал воздух - не пахнет ли скандалом? - и вошел, наклеив радостную улыбку. Регине он раза два звонил из гостиницы, вроде, все было нормально, но кто знает, чего ожидать от женщин?
- Приехал? Молодец! - прижалась к его груди Регина, тоже обнюхала и сообщила, что от него пахнет женщинами. Никита, будучи уверенным в своем поведении как минимум десять последних дней, возмущенно принялся доказывать свою невиновность, на что Регина, недоверчиво хмыкнув, сказала: "Посмотрим!" и перед сном действительно устроила ему нечто вроде медицинского осмотра. "Довольна?" - пробурчал Никита, внутренне гордясь своей непоколебимостью. "Неужто исправляешься? Стареешь, наверное!" - благодарно поцеловала его в нос Регина.
В театре Никиту ждал неожиданный сюрприз. Полевой, едва завидев его в коридоре, учтиво пригласил Кашина зайти в свой кабинет. Предчувствуя недоброе, Никита сел на свой любимый стул, обсиженный еще при Тиссе, и приготовился слушать.
- Никита Дмитриевич, - вздохнув, начал Полевой, опершись лицом на пухлые ручки. - За что вы меня не любите? За то, что я - не?.. - и он замялся, не решаясь произнести ставшей уже нарицательной фамилию режиссера-бунтаря.
- При чем здесь это? - спросил Никита, с наигранным безразличием оглядывая старинную лепнину на потолке. - Вы - это вы, я - это я...
- Тогда в чем же дело? - уже тоном повыше взял Полевой. - Вы публично унижаете меня - своего руководителя, в ультимативной форме подвергаете остракизму все лучшее, что делается в театре... И это при моем неизменно хорошем отношении к вам и к вашему таланту!
- Павел Степанович, - не выдержав сеанса самоунижения, тоже вздохнул Никита. - Скажите откровенно - вам действительно нравится пьеса "Совесть"?
- Разумеется, - даже с убеждением в голосе подтвердил Полевой. - Это хорошая честная современная пьеса.
- А мне - не нравится, - отрезал Никита. - Мне нравятся другие хорошие честные современные пьесы. Мне нравится Розов, мне нравится Вампилов, мне нравится Арбузов, но я физически не могу играть у режиссера, которому нравится подобная ..., - и он завернул слово, от которого у Полевого подпрыгнула даже лысина. - Под вашим руководством театр превратился в отстойник, а вы ничего для того, чтобы исправить ситуацию либо не делаете, либо не можете сделать, скорее всего - и то и другое. Вот поэтому, уж простите меня, но любить вас не могу.
- В таком случае, товарищ Кашин, может быть, вы изволите написать заявление об уходе? - неожиданно металлическим тоном спросил Полевой. - Вместе нам не сработаться, вы и сами только что это подтвердили, подтачивать же коллектив изнутри я вам позволить не могу.
- Хорошенькие дела, - усмехнулся Никита, подтягивая к себе чистый лист. - Хотя, возможно, это и есть мой звездный час!
- Возможно, - вежливо согласился Полевой, пробежав глазами по заявлению и визируя его. - Желаю творческих успехов.
- Всего наихудшего! - церемонно поклонился Никита и удалился восвояси. Что делать дальше - он решительно не представлял, и через пару дней, сидя в купе поезда "Ленинград - Москва" и глядя на мелькающие во тьме огоньки, решил подумать об этом после съемок "Учителя словесности". Соседями по купе были пожилая женщина, немедленно углубившаяся в чтение журнала "Работница", капитан медицинской службы, явно ожидающий, когда внимание попутчиков переключится на его персону - в любом купе найдется персонаж, рассматривающий поездку как средство общения с помощью бутылочки-другой, и солидный дядечка в очках. Последний явно принадлежал к интеллигентской элите - об этом говорили его окуляры в золотой оправе и хороший замшевый пиджак. Он несколько раз глянул на Никиту, словно узнав его, но только поджал губы и промолчал. Капитан, уже успевший несколько раз выйти покурить, все елозил, не решаясь перейти к главному, и, наконец, не утерпев, выпалил:
- А что, может, быть составите компанию? Терпеть не могу ездить в поездах насухо - все равно, что чай без сахара!
Никита подумал, посмотрел на капитана, оценил его как порядочного недалекого служаку и согласился.
- Отлично! - засуетился обрадованный капитан, вытаскивая из потертого "дипломата" трехзвездную бутылку "Азербайджанского" коньяку, сервелат и пару плиток шоколада "Аленка". - Будем знакомы! Алексей!
- Никита! - улыбнулся Никита, пожимая твердую как доска руку капитана. Сидящий напротив Кашина дядечка почему-то вздохнул, снял очки и тоже представился Романом Яковлевичем. Пожилая женщина укоризненно взглянула на мужчин и отодвинулась подальше к стенке.
- А ты чем занимаешься? - перейдя после первой на "ты" спросил капитан Алексей, с голодным видом жуя сервелат. - Мы не знакомы? Где-то я вроде тебя видел.
- Я артист, - скромно сказал Никита, заранее предвидя реакцию.
Пожилая женщина заинтересованно отложила "Работницу" и, вглядевшись в Никиту, охнула: - Ой, а ведь правда!
- Точно! - хлопнул его по плечу Алексей. - А я сижу - мучаюсь... "Один из них", да? Ну ты даешь! - и, удивленно мотая рано заплешивевшей, как у многих военных, вынужденных все время носить фуражку, головой, словно не веря своей удаче, разлил еще коньяку.
- А я "Забудь обо мне" три раза в кино видела, и еще по телевизору раз пять, - с гордостью сообщила женщина. - Какой вы там были красавец! У меня дочка вас о-бо-жа-ет!
- А ведь, Никита, мы с вами некоторым образом коллеги, - кашлянул дядечка. - Я - Зелинский, критик, знаете?
В купе повисла неловкая пауза. Зелинский, видя как каменеет лицо Никиты, еще раз неловко кашлянул и глаза у него странно забегали.
- Тоже артист? - еще больше оживилась женщина.
- Нет, товарищи, Роман Яковлевич работает проституткой, - Никита встал, завис над критиком, и, покраснев от удовольствия, глядя в лицо Зелинского, недобро произнес тихим злым голосом: - Хотя сам он явно считает иначе. Правда, товарищ Зелинский?
Ничего не понимающие капитан и женщина завертели головами, переводя взгляды с одного на другого. Критик побагровел, тоже попытался встать, но из-за нависшего над ним Никиты плюхнулся назад, отчего его лицо приобрело цвет вареной свеклы.
- Да вы не нервничайте так, Роман Яковлевич, - издевательски продолжал Никита, не сводя с него глаз. - Этак с вами удар может приключиться, осиротите нас - бедных паяцев.
- Что вы себе позволяете?! - наконец обрел дар речи Зелинский. - Да я на вас жаловаться буду!
- Некому! - усмехнулся Никита, усаживаясь назад и кивая капитану, чтобы разливал коньяк. - С недавнего времени я - свободный художник, не без вашей помощи, между прочим!
- Вот гад! - воскликнул капитан, демонстративно обходя горлышком бутылки рюмку критика. - А я ему еще наливаю... Дай сюда, каркалыга! - и с силой вырвал из рук Зелинского бутерброд с сервелатом. - Не знаю, что ты там критикуешь, но только знай - этого парня мы, военные, в обиду не дадим. Меня, пацана, вот такой вот офицер, какого он сыграл, в войну от смерти спас, а чем ты занимался - еще вопрос. А ну - полезай на свою верхнюю полку, писатель хренов!
Испуганный Зелинский как был - в ботинках и пиджаке - резво вскарабкался наверх и только ночью, когда все уже уснули, осмелился спуститься, в темноте ворча вполголоса как побитый пес.
- Вам это с рук не сойдет! - угрожающе произнес он на перроне, обгоняя неторопливо вышагивающего, наслаждающегося неожиданно теплой московской осенью Никиту...
Премьера "Учителя словесности" состоялась на майские праздники. Насладиться триумфом Никиты мы снова собрались у него дома и снова всеми семействами Кашиных и Ильиных в полном составе. Заметно подросший Артемка носился между взрослыми и восторженно спрашивал: "А правда, что папу в телевизоре будут показывать?" Папу, правда, показывали "в телевизоре" и раньше, причем, достаточно часто, но такое количество гостей, собравшихся на просмотр, очевидно, означало для Артемки что-то особенное. Регина с моей Машей хлопотали на кухне, посыпая салат "мимоза" крошкой из яичного желтка, безмерно расплывшийся Дмитрий Леонидович увел моего отца в кабинет - доказывать превосходства нашей военной мощи перед НАТОвской, а мы с Никитой ушли на балкон и молча курили. "Чем сейчас занимаешься?" - наконец, спросил я. Никита чуть-чуть - одними губами - улыбнулся и поведал, что перешел в "Ленконцерт" и готовит чтецкую программу из Пушкина, Боратынского, Лермонтова, Вяземского и Тютчева. Я видел, как ему тяжело, и не стал больше тревожить расспросами. От Регины я уже знал, что после ухода из театра их куратор, очевидно, дал негласный запрет на прием Никиты в другие труппы Ленинграда. Кроме того, слухи о его несносном характере и без того уже давно витали в театральных кругах города, мало кто из режиссеров захотел бы иметь такой геморрой... Так что "Ленконцерт" стал его единственным прибежищем. Оставалось еще кино, но здесь надежды Никиты были связаны с премьерой "Учителя словесности". "Начало-о-ось!" - заверещал, топоча по квартире как ночной еж, Артемка. Мы уселись за столом и под титры разлили по первой. Полтора часа фильма пролетели минутой. Что ни говори, а Ларионов свое дело знал - с экрана буквально сочились затхлость и безысходность русской провинциальной жизни, к концу фильма атмосфера безнадежности перешла просто в безмолвный крик - одними лишь глазами Никитина. Финальную фразу героя о необходимости бежать, конечно, вырезали, усмотрев-таки в ней какие-то аналогии с действительностью, но остальное, как сказал Никита, удалось сохранить без купюр. Чертовски хороша оказалась Варя в исполнении Насти Палей, а вот блондиночка Кульчицкая немного переигрывала. Я покосился на Регину и увидел, как ее покоробил поцелуй Никитина и Манюси. Больше всех был доволен Дмитрий Леонидович - он просто наслаждался сценами из дворянской жизни, а белые офицерские кители приводили его в неописуемый восторг. В последнее время он уже вовсе перестал скрывать свое княжеское прошлое, и теперь, лишь завидя на сцене или на экране старомодные сюртуки, фраки и кринолины, деланно-горестно вздыхал и рассказывал всем потом, как "стучится пепел Клааса в его сердце".
Увы, наши восторги потонули в атмосфере всеобщего равнодушия к премьере "Учителя". Уже само выбранное время показа лишило фильм половины аудитории - майские праздники в СССР, как известно, в основном предназначались для массового исхода горожан на дачи. Жиденькие аплодисменты вместо бурных оваций - вот чем обернулись ожидания Никиты, поставившего на эту постановку решительно все. Пара безразличных рецензий и ехидная статеечка Зелинского, прошедшегося по "провальной роли некогда популярного, но, очевидно, растратившего свой талант на сотрудничество с театральными конъюктурщиками актера Кашина в достаточно, в целом, ровном фильме" - вот все, чем пресса смогла одарить авторов фильма. Позднее, кстати, "Учителя словесности" показали еще раз, потом еще, и со временем он занял достойное место среди литературных экранизаций, даже и сегодня его можно узреть в телепрограмме среди огромного потока зарубежных фильмов и наших бесконечных сериалов, но тогда он, что называется, прошел "мимо кассы".
Никита принял очередной удар достойно, лишь преувеличенно стал интересоваться делами Регины, попавшей по распределению в ТЮЗ, и, что выглядело совсем уж комично, моими. "Вам там в КБ случайно не нужен молодой, подающий надежды специалист?" - фыркая, спрашивал он, всем своим видом показывая поистине аристократическую несгибаемость духа. Чтецкую программу "Любил и я в былые годы..." с лирикой русских поэтов XIX века он уже подготовил и довольно часто выступал с ней во всевозможных ДК и клубах, а один раз даже был приглашен с фрагментом из нее на сборную солянку ко дню милиции в концертный зал "Октябрьский". Его романтический, несколько утомленный вид крайне удачно совпадал с волшебством строк любовных стихов русских классиков и, совершенно внезапно для себя, он приобрел в Ленинграде известность именно как декламатор. Более того, войдя во вкус, Никита внезапно осознал, что ему просто необходим аккомпаниатор - и после недолгих поисков обзавелся единомышленницей в лице пухленькой девицы неопределенных лет в круглых очочках по имени Леонилла - та воспылала к Никите самым жарким и, увы, безответным чувством, но после проведенной им беседы, поняв бесперспективность дальнейших преследований, с тех пор вымещала всю нерастраченную любовь на клавишах рояля, придавая программам Никиты терпкий вкус отвергнутой страсти. Регину поначалу, конечно, несколько напрягло появление соратницы, но, познакомившись с Леониллой, она быстро успокоилась и даже подружилась с бедной девушкой. Они часами проводили вместе время, обсуждая бедственное положение жанра, невнимание к нему со стороны руководства "Ленконцерта" и низкий культурный уровень зрительской аудитории, не внимающей чарующим звукам Эвтерпы и Каллиопы. Что "Ленконцерт" - это не театр, новоявленный актер разговорного жанра понял уже через несколько месяцев, когда пришла пора ехать на гастроли по долинам и по взгорьям Северо-Западного региона. Вернувшись из месячного "турне", Никита с ужасом рассказывал о деревнях и клубах, в которых ему доводилось выступать - звучало, действительно, довольно курьезно.
- Нет, ты представь, - с неизменной иронией повествовал он. - Деревня Залесье - совхоз, все дела, люди с работы пришли в клуб. Я как на грех выступаю первым. А рояля-то нет! Откуда там рояль? И пианино нет! Ничего нет! Я тогда прошу Петренко из трио аккордеонистов подыграть мне, хотя, кажется, никто особенно не вник в несовместимость Вяземского и аккордеона. Ну, значит, читаю я, вдруг смотрю - с заднего ряда поднимается огромный мужик и направляется к сцене. Я напрягся, но виду не показываю. Мужик морщится - видно, что-то ему не нравится. Поднимается на сцену, идет к нам. А он мало того, что на две головы выше меня, так еще и шире раза в три! У меня весь Лермонтов из головы выскочил... Мужик проходит мимо меня к Петренко, нежно так - как погремушку - отнимает у него аккордеон и ласковым басом говорит: паря, погоди малость, дай Пушкина послушать!
К гостиницам, если их так можно было вообще назвать, у Никиты были отдельные претензии. Привыкший за годы кочевой жизни ко всякому, подобного он никогда не видел и, округляя глаза, описывал полупокосившиеся избушки с названием "Дом колхозника" и удобствами "во дворе".
- У нас есть певица Лидия Вересова - заслуженная артистка, стати как у Людмилы Зыкиной, оперные арии исполняет, - с удовольствием продолжал свою одиссею Никита. - В каком-то райцентре поместили нас в двухэтажных деревянных хоромах без туалета - удобства на улице, говорят. А на дворе, брат, зима - минус двадцать пять! И вот бежит туда наша примадонна Вересова перед выступлением - в норковой шубе, в концертном платье, в жемчугах - люди любят, когда красиво! Выскакивает она оттуда через три минуты, зябко так ежится и говорит: бр-р! Тут не подрищешь!
После одного из таких турне Никита серьезно слег с воспалением легких и даже вынужденно отказался от съемок в каком-то милицейском сериале, хотя в средствах отчаянно нуждался. За время простоя он, лежа в кровати, перечитал массу классики, особенно прикипев душою к Гоголю и Куприну, наиболее соответствовавшим его душевному состоянию на тот момент: первому - за мрачную, гротескную иронию, ко второму - за приглушенный, словно закрыли автору рот рукою, не давая кричать, трагизм. Загоревшись, он часами расхаживал по комнате, декламируя на разные голоса куски из "Мертвых душ" и купринского рассказа, который он непременно решил читать со сцены - "На покое", о богадельне для старых актеров. Артюша, слушая за закрытой дверью отцовский голос, переходящий то на неторопливый вальяжный баритон, то на визгливый фальцет, испуганно поднимал белесые бровки и округлял губы как пойманный карась: о! о!
Выздоровев, Никита отправился в худлит, намереваясь утвердить новую программу, но там его ждало разочарование: "Никита Дмитриевич, а надо ли зрителю сейчас слушать Гоголя?" - сказали ему.
- Позвольте, а что сейчас надо слушать зрителю? - тихим от ярости голосом, еле сдерживаясь от нахлынувшего на него знакомого чувства, что ничего на этом свете не проходит, а, описывая круг, возвращается как бумеранг, спросил Никита.
- Не пора ли вам взяться за советскую поэтическую классику? - последовал ответ. - Блок, Маяковский, Симонов, да мало ли их? Не за горами уже проведение Олимпиады, нам надо продолжать прививать зрителю чувство гордости за свою страну, а не кидать его в пучины безвременья...
- Прошу вас - дайте мне возможность постановки этой программы, а я обязуюсь за это подготовить программу с современными авторами! - в отчаянии пошел на торги Никита, чувствуя, что иначе все равно ничего не выйдет.
- Вы что - торгуетесь, что ли? - брезгливо спросили его, но после получаса увещеваний "добро" было получено.
И вот спустя три месяца многочисленные семейства Кашиных и Ильиных снова собрались вместе - на премьеру моноспектакля "Русская проза" в небольшом зале ДК Пищевиков с неприлично упитанным, полностью соответствующим месту, бронзовым Лениным во дворике. Господи, что вытворял Никита! На практически пустой сцене, мечась между двух стульев и столом с горящей на нем свечкой, он создавал ощущение, будто не один он - артист Никита Кашин - разыгрывает бессмертные гоголевские строки, а сразу пять человек воплощают для зрителей знакомые с детства образы. А каким трагизмом наполнился его голос на финальных строчках: "Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства". На этом месте весь зал проникался вдруг необычайной гордостью за происхождение свое, словно не про николаевскую Русь писал гений, а про СССР... Поначалу затихнув, зрители взрывались овациями, не отпуская Никиту на антракт. "Молодец, какой молодец!" - всхлипывал Дмитрий Леонидович, окончательно смешавший княжеское происхождение свое с национальным самосознанием советского человека. Во втором отделении на сцене появился рояль с одетой в черное Леониллой и под мрачные звуки Бетховена Никита, облаченный в белую навыпуск рубаху, начал повествование о безысходной, пустой и горькой жизни престарелых артистов, оканчивающих ныне дни свои в приюте. Ближе к концу не выдержал и разрыдался вдруг впечатлительный Артюша, так что Регина под шиканье зала вынуждена была вывести его в фойе. "И вот жизнь прошла, и нет у меня во всем мире ни души!.." - кричал в отчаянии хриплым от старости и болезней голосом трагика Славянова-Райского Никита, теребя на себе ворот рубахи и протягивая руки - будто за помощью - к залу. Честное слово, в этот момент я понял, что отныне Никите не нужен больше театр с его запретами и условностями, ибо сегодня родился другой театр - Никиты Кашина, где он сам себе был режиссером и труппой, и было это - трогательно и прекрасно!
После спектакля я зашел к нему в гримерку - он сидел перед зеркалом усталый, мокрый и совершенно выжатый. Обернувшись ко мне, он одними глазами спросил: ну как, мол, годится? Я, не в силах более сдерживаться, подошел к другу и, не стыдясь нахлынувшего на меня приступа необъяснимой нежности, обнял его.
- Телячьи нежности..., - голосом Маленькой Разбойницы пробурчал Никита, несколько растроганный подобным проявлением зрительского признания.

Сорокалетие Никита встречал в не самый легкий для него год. Летом, узнав о кончине своего любимца Андрея Миронова, его мать внезапно почувствовала себя нехорошо и врачам "скорой", приехавшей спустя два часа, оставалось только зафиксировать смерть от инфаркта. На похоронах Дмитрий Леонидович, совершенно потерянный от происходящих в стране необъяснимых с точки зрения марксизма-ленинизма перемен и от ухода жены, прожившей с ним бок о бок больше четырех десятков, плакал как ребенок и вел себя настолько неадекватно, что Никита вынужден был перевезти его к себе в Купчино - под надзор жены и Артемки. Политические и социальные катаклизмы привели к массовому исходу зрителей из театров и концертных залов, если только речь на спектаклях не шла о преступлениях сталинизма, а на концертах не выступали вышедшие из подполья рок-группы. Ставшие вакантными места в зрительских креслах заменились более уютными креслами у экранов телевизоров, где все - от мала до велика - с неослабевающим интересом следили за перипетиями дискуссий Горбачева с Ельциным, "хлопковым делом", программами "Взгляд", полетом Руста и прочими невиданными доселе делами. Ощутивший вдруг свою ненужность поменявшей вкусовую ориентацию публике Никита, еще несколько лет назад собиравший своей классикой полные залы, на все предложения "актуализировать" свою программу и привести ее в соответствие с духом времени угрюмо отмалчивался, не понимая, чем теперь заниматься.
- Никогда не думал, - признался он мне за стопкой разведенного спирта (в небольших дозах я доставал его у ребят, обслуживающих вычислительный центр нашего КБ), который моя жена научилась настаивать на апельсиновых корочках и ореховой скорлупе, - что Гоголь и Пушкин по щелчку пальцев вдруг станут никому не интересными - вроде бабушкиной макулатуры! А ты вспомни - еще три года назад ко мне на "Записки сумасшедшего" было билетов не достать! Что же мне теперь - "Детей Арбата" со сцены читать? Или "Не хлебом единым"?
- А я думаю, что все это пройдет, - задумчиво ответила ему помудревшая за последнее время Регина, испытывавшая в своем ТЮЗе те же проблемы, - Это все - наносное, а значит - временное. Когда люди, наконец, узнают все, что хотели узнать, они содрогнутся и обязательно вернутся к вечному.
- Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется - ни мне, ни тебе, - мрачно усмехнулся Никита, с раздражением выключая телевизор с появившейся на нем знакомой до отвращения заставкой "Прожектор перестройки".
- Никита, зачем ты выключил? - жалобно взмолился сидящий в дальнем углу Дмитрий Леонидович. - Скоро должно быть интервью с Лигачевым.
- Шли бы твои Лигачев с Яковлевым к такой-то матери! - раздраженно вскочил Никита, снова включая "окно в мир".
- Мне тут ребята рассказали, - вступила в разговор Маша, явно желая разрядить обстановку. - Один наш инженер поехал в командировку - то ли в Николаев, то ли в Череповец - не помню. На обратном пути на вокзале ему приспичило по-большому, причем, довольно основательно. Он бежит в туалет, глядь - а туалет-то кооперативный! Кругом зеркала, кафель... Он чертыхается, платит сколько положено, а бабушка в будке протягивает ему ма-аленький кусочек туалетной бумаги. Он, хоть и находится уже в последней стадии терпения, спрашивает - а почему так мало? Может, мне больше надо! Знаете, что ему отвечает бабушка? "Будет мало - придете, возьмете еще!"
Посмеявшись, Никита вспомнил, что ему рассказывал один флейтист, вернувшийся с оркестром из гастролей по Черноземью: в местной районной газете он с изумлением обнаружил заголовок передовицы, гордо гласивший "Делать - так по-большому!" В этой же газете на другой странице сообщалось о неугомонном сельском рукомесленнике, приспособившего простаивавшую зимой веялку под какие-то хозяйственные нужды. Статья называлась "И зимой не стоит!"
- А мне жалко Никиту, - сказала мне в такси на обратном пути Маша, гладя по голове уснувшую Лидочку. - Он всю жизнь будто поезд догоняет, причем, когда наконец догонит, оказывается, что поезд только что ушел и надо бежать дальше...
- Причем, неизвестно, надо ли, - вздохнув, закончил я. - Иногда разумнее постоять на перроне и подождать следующего.
- Только за это не платят! - возразила Маша. - Нам с тобой хорошо, у нас всегда есть востребованная профессия, а ему все время надо потакать зрителю, иначе его просто забудут. А чем Артемку кормить? Он уже не маленький, ему одеваться надо, с девочками дружить начал.
- Это точно, - невесело поддакнул я, вспомнив о растущих потребностях десятилетней Лидочки, о ценах на кооперативное тряпье и пенсионерах-родителях, все чаще возвращающихся из магазинов с полупустыми сумками. Я еще тогда не мог даже предположить, что пройдет еще несколько лет, и в родительские сумки вообще нечего будет класть, что все, накопленное за годы бесконечных экспедиций отцом, будет безжалостно девальвировано и отнято, что за нашу с женой "востребованную" профессию будут платить меньше, чем тетке в ларьке, и что нынешние времена вскоре будут казаться Никите пиком популярности...
Утром третьего января в никитину дверь раздался неожиданный настойчивый звонок. Открыв, тринадцатилетний Артем узрел стоявшую на лестнице модно одетую в дубленку и вареные джинсы-бананы голубоглазую красавицу лет восемнадцати.
- Вам кого? - хрипло спросонья спросил Артем, застеснявшись вытянутых на коленках тренировочных штанов и застиранной футболки.
- Никита Дмитриевич Кашин здесь живет? - пропела утренняя красавица.
- Здесь, - завороженно пропустил ее в квартиру Артем, приняв за артистку. - Папа, это к тебе!
- Здравствуйте, - несколько неуверенно поприветствовал гостью Никита, уже отвыкший за время творческого кинопростоя от визитов восторженных поклонниц, и все-таки в глубине души надеясь, что это - одна из них.
- Никита Дмитриевич, я - ваша дочь Надя, - белозубо заулыбалась красавица. Из кухни послышался грохот - это уронила сковородку Регина.
За завтраком с привезенным Надей тортом и остатками заначенного Региной бренди "Слънчев бряг" Кашины выслушали рассказ неожиданно объявившейся дочурки. После выхода на пенсию Николая Федоровича Филоненко лишили казенной дачи и, промаявшись в городе у телевизора, старый партиец однажды, не выдержав собственного бездействия и всеобщей вакханалии, загремел в больницу с гипертоническим кризом. Лечение не помогало - вероятнее всего, Николай Федорович просто утратил волю и вкус к жизни. Несмотря на строжайший запрет смотреть телевизор, он просил покупать ему "Огонек" и "Московские новости" и всласть отводил душу, матерясь над статьями по-черному. С "Огоньком" в застывших руках его и нашли как-то утром. Лена Филоненко - мама Нади - числилась в труппе "Театра киноактера" и к тому времени была одинока, так как ее муж - главный инженер завода, не выдержав разгульной жизни бывшей первой общесоюзной секс-звезды, подал на развод, великодушно выплачивая приличные алименты и сверх того - ассигнуя дополнительные средства на подрастающую приемную дочь. В кино Лена снималась редко, в основном - в эпизодах, настолько коротких, что однажды, пока Регина кричала Никите: "Глянь, твою показывают!", он даже не успел добежать до телевизора. В наступившем году Надя заканчивала школу и пока определялась с местом дальнейшей учебы. "Не знаю, может в театральный!" - кокетливо пожимала она плечиками, роскошно улыбаясь и словно освещая зубами тусклую от январского утреннего заоконья комнату. - "Внешность вроде позволяет!"
- Да-а, - протянула Регина, зорко отделяя кашинские глаза и улыбку от небольшого филоненковского подбородочка и легкой курносости. - А к нам-то какими судьбами?
- А мы с мамой недавно увидели по телику "Ноябрьские этюды" - она и говорит: это, дочка, тот самый фильм, на съемках которого твоего папу увела от нас эта тетя...
- Наверное, твоя мама немного тяпнула до этого, - вежливо вставила Регина. - Это ж надо - такое дочери сказать!
- Погоди, Регина, - перебил ее Никита, откровенно любующийся внезапно явившимся сокровищем. - И что дальше? Я, кстати, не знал, что этот фильм уже разрешили показывать!
- Да, господи, скоро уже порнуху начнут вместо программы "Время" крутить! - встрял искренне полюбивший хаять все происходящее Дмитрий Леонидович, с удовольствием лакомясь привезенным тортиком.
- Ну, я и решила приехать на каникулы! - жизнерадостно закончила Надя.
- А мама разрешила? - мрачно спросила Регина, у которой факт появления новой родственницы не вызывал ни малейшего оптимизма.
- Мама сказала - вот-вот, поезжай, пусть ему стыдно станет! - с детской непосредственностью сообщила Надя.
- Да уж, - Регина залпом выпила оставшийся в рюмочке бренди и пошла ковыряться в морозилке, соображая, чем бы накормить на обед пятерых человек.
- Никита Дмитриевич, а можно - я буду вас на "ты" называть? - обезоруживающе улыбнулась Надя. - Отец все-таки...
- Конечно, Надюша, - расслабленно согласился Никита, краем глаза отмечая открытый рот Артема, переводящего взгляд то на папу, то на молочную сестру.
После завтрака решено было сводить никогда не бывавшую прежде в Ленинграде гостью в Эрмитаж. Вместе с Никитой вызвался идти Артем, не сводивший с новообретенной сестры глаз, Регина же, сославшись на завтрашний утренник, где она, по ее словам, "представляла Буратину", и необходимость приготовления обеда-ужина, отказалась, от души выместив после их ухода свое возмущение на кухонной утвари. Когда ближе к вечеру усталые и продрогшие любители искусства вернулись, она уже успокоилась, припомнив, что сама увела Никиту из семьи, позволив ему забрать себя в Таллин и уступив его настойчивым домоганиям, что при такой матери Надя, в общем-то, еще неплохо воспитана, и что Никита действительно ее отец. С удовольствием отметив перемену в настроении жены, Никита от души хряпнул за знакомство с дочерью пятидесятиградусной спиртовой настойки на апельсиновых корках, искренне умиляясь красотой и непосредственностью дочери.
- Мама говорит, что ты стал мало сниматься, - с жестокостью ребенка отметила Надя. - А почему?
- Да как тебе сказать, - замялся опешивший Никита, переглянувшись с Региной. - Решил сменить амплуа. Хороших ролей предлагают мало, а в плохих я уже достаточно снимался.
- А где ты сейчас работаешь? - допытывалось любознательное создание.
- В "Ленконцерте", дочка, - насильно улыбаясь, отвечал Никита. - Читаю со сцены классиков: поэзию, прозу, делаю моноспектакли.
- Ой, три раза ха-ха, - махнула рукой Надя. - По-моему, полный бред! Кому сейчас это надо?
- А что сейчас надо? - с интересом спросил Никита, и правда, не понимавший нынешних запросов публики.
- Ой, ну не знаю..., - закатила глаза Надя, пытаясь что-то сообразить. - Группы всякие... Секс! - внезапно припомнив, выпалила она. - Ну, а круче всего, конечно, в кино сниматься!
- Вот-вот, я Никите и говорю, - захохотала Регина, - бери гитару, снимай штаны и вперед на сцену... с Леониллой! Отбоя не будет!..
После ужина захмелевшего Никиту отправили спать, а Артем повел сестру в свою комнату, включил магнитофон и с гордостью поставил несколько песен "Аквариума" и "Кино". Надя послушала и, надув губки, сказала, что это фуфло, и что ей нравятся "Бед Бойз Блю" и Фалько.
- Ой, и "Саваж"! - Надя встала и, напевая "Тунайт, тунайт...", с ленивой грацией молоденькой пантеры сделала под восторженным взглядом Артема несколько движений обтянутыми джинсами бедрами.
Постелили ей в комнате дедушки, отправив Дмитрия Леонидовича спать к внуку. Втайне надеявшийся провести эту ночь в одних стенах с сестрой, Артем разочарованно ходил возле санузла, слушая плеск душа за дверью - никогда еще в их квартире не обитала столь юная и столь обворожительная особа. Зайдя в распаренный после неё воздух ванной комнаты, он долго изучал повешенные на бельевую веревку свежевыстиранные розовые трусики, ощущая необыкновенный прилив чего-то неизведанного ранее, затем вздохнул и долго еще ворочался в постели под однообразный храп дедушки.
Проводив Надю на вокзал следующим вечером, Артем молча разглядывал мелькающие за трамвайным окном огоньки новогодней иллюминации и спросил Никиту:
- Папа, а я могу потом жениться на Наде?
- Нет, сынок, - усмехнулся Никита, мужским нутром угадав, что происходит в душе сына. - Она - твоя сестра. Поверь мне, у тебя еще будет много девушек и гораздо красивее Нади.
- А что делать, если я люблю ее не как брат? - упрямо возразил Артем дрожащим от горя голосом. - Если мне не нужны другие?
На этот вопрос Никита не нашелся что ответить, только хлопнул его по плечу и поразился про себя быстротечности времени, с горечью осознав, что он уже стал старым перечником, и что у него никогда больше не будет таких вот юных, пахнущих персиком и невыразимой молочной свежестью особ, а будет только надвигающаяся старость, выпадающие волосы, свадьба сына на одной из тех, кого ему уже не суждено будет ласкать и трогать их упругие тела, и, в перспективе, уже не столь отдаленный, как казалось ранее, финал.
А финал, действительно, приближался невероятными, казавшимися до этого просто немыслимыми темпами, ускоряемыми побочными явлениями, происходящими в ставшей вдруг неуправляемой, разваливавшейся на куски стране. Приходя в магазины, люди горестно смотрели на совершенно пустые прилавки, заглядывали в исхудавшие кошельки и брели по домам. Искусство стало невостребованным продуктом, в отличии от хлеба, яиц, курева, мяса и молока. Не ходили не то что на концерты, а и в кино, в знаменитые театры. Раз за разом мы с Никитой встречались по невеселым поводам: в девяностом, не дожив до знаменитой грабительской реформы, умер мой отец, исколесивший в экспедициях всю Сибирь и Дальний Восток и ставший в одночасье ненужным в своем институте, в девяносто первом - Дмитрий Леонидович. К моменту, когда в девяносто втором рухнула империя "Ленконцерта" - а к тому шло уже с начала перестройки - мы с Машей перешли в буквальном смысле на голодный паек, маленькими кучками раскладывая ставшие вдруг нищенскими инженерские зарплаты и мамину пенсию: это - на квартплату, это - на еду, это - на куртку стремительно подрастающей Лидочке... и все! Наше судостроительное КБ как-то вдруг опустело, все, кто помоложе и порешительнее, уходили в пучину неизвестности, оголтело кидаясь в коммерцию, которой никто никого никогда не учил, сотрудники же за сорок уныло продолжали трудиться на благо отрасли и страны, которых больше уже не было.
Оказавшись вообще без средств, живя только на деньги от сдаваемой внаем неразговорчивому кавказцу квартиры на Петроградке, Никита почесал макушку и отправился по ресторанам, предлагая сытым владельцам взять его на работу тамадой или по профилю - исполнять с эстрады художественные произведения, приводя в пример "Бродячую собаку" или "Приют комедиантов". В одном из ресторанчиков на Васильевском острове хозяин - из бывших ИТРовцев, неведомо какими путями выбившегося в нувориши, узнал артиста Кашина, даже вспомнил, что такое "Бродячая собака" и, клюнув на известную некогда персону, согласился попробовать. Афишка, вывешенная на дверях заведения, гласила: "Такого-то числа в 20-00 состоится выступление известного петербургского артиста Никиты Кашина с программой "Поэзия Серебряного века". Никита, одолживший по такому поводу по великому блату фрак, неделю старательно заучивал Ахматову, Гумилева и Агнивцева, ужасно волнуясь и не веря в успех. Так и вышло. Вяло похлопав, жующая публика скучающе выслушала несколько стихов, затем молчание перешло в шепоток, затем - в уже отчетливый гул, а через полчаса Никиту уже никто не слушал. Под конец на эстраду вылез облаченный в черный двубортный костюм с золотыми пуговицами восточник и, протянув чтецу пару стодолларовых купюр, ласково посоветовал ему уступить место музыке: "Люди атдыхат хатят, панимаишь?" Хозяин, провожая Никиту, виновато развел руками, давая понять, что поэзия поэзией, а он как человек практический должен прислушиваться к вкусам публики, и дал Никите в два раза больше чем договаривались.
В этот вечер Никита впервые расплакался, до смерти напугав Артема и Регину. Не в силах более сдерживаться, он оплакал сразу все: уход родителей, исчезновение казавшейся раньше такой железобетонно-нерушимой и великой страны, свой нерастраченный и ненужный никому талант, незадавшуюся карьеру, полную нищету, невозможность купить что-нибудь жене или выпускнику-сыну, и свое ничтожество, позволившее ему взять у сытого пьяного кооператора двести долларов. Запершись на кухне, он пил из горлышка какой-то мутно-зеленый ликер, купленный в ближайшем ларьке, курил сигарету за сигаретой и, не слушая встревоженного стука Регины, безмолвно лил слезы, вспоминая все прожитые сорок пять лет, отчаянно пытаясь выудить из памяти хоть какую-то положительную зацепку и не находя ее.
На следующее утро Никита пошел на Южный рынок и, с трудом найдя на одном из бесчисленных контейнеров объявление "Требуется продавец", устроился на работу...

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие заседания клоба "Недопятница", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании