В холодный сезон на первый план выходят проблемы отопления. Сложности могут возникнуть уже при первой подаче горячей воды в трубы. Так, в ноябре прошлого года в редакцию «Вольской жизни» обратилась Ирина, жительница одного из многоквартирных домов на Новоселах. Женщина получила первую квитанцию за отопление и была шокирована суммой — она в 3 (!) раза превышала ожидаемую.
Жители МКД выяснили причину — по словам управляющей компании, общедомовой счетчик сломался, показания остались нулевыми и теплосеть начислила оплату по среднемесячному значению.
Это не единственный случай, сломанными счетчики оказались в домах, обслуживаемых разными управляющими компаниями в разных микрорайонах города. «Вольская жизнь» в рамках проекта «Уроки ШГП» разбиралась в ситуации. Мы направили запросы в ответственные организации, Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, а также проконсультировались с сотрудниками одной из управляющих компаний Вольска. Наш выбор упал на УК, управляющую небольшим количеством домов, и жалоб на которую мы не получали. Название всех организаций мы умышленно не упоминаем.
Что в итоге удалось выяснить, читайте в нашем материале.
Не работает счетчик? Плати по среднемесячным значениям
Почему сумма в квитанции оказалась настолько большой? Ответ мы нашли у сотрудников МКУ «Вольсктеплоэнерго». Суточный отчет теплосчетчика был получен с нулевыми значениями, т.е. счетчик не был включен в сеть, показания за октябрь согласно ведомости также были нулевыми. В связи с этим сумма к оплате была рассчитана, исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущем отопительном сезоне. Отопление подавалось вовремя, нареканий на температуру в квартирах у жильцов не было, ремонтных работ не проводилось. Т.е. «Вольсктеплоэнерго» выполнил свою часть работы и начислил оплату согласно законодательству. Оснований для перерасчета платы за отопление нет.
Смотреть подробное обоснование
Нормативные документы: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354
Общедомовое имущество — ответственность жильцов
Общедомовой счетчик относится к общедомовому имуществу многоквартирного дома и ответственность за его содержание лежит на собственниках квартир. Если жильцы заключили договор с управляющей организацией, то обязанность по обслуживанию счетчика переходит к УК. Значит ли это, что управляющая компания не выполнила свои обязательства и не уследила за счетчиком?
Чтобы иметь право обслуживать тепловой счетчик, ремонтировать и снимать показания, УК необходимо получить лицензию на этот вид деятельности. Зачастую вместо этого заключается договор с подрядчиком. Им может выступить как сама теплосеть, так и сторонние организации и даже их отдельные сотрудники, оформившие ИП.
Подрядчик должен ежемесячно с 23 по 25 число снимать показания счетчика и передавать их в «Вольсктеплоэнерго». Также в обязанности входит ежемесячный осмотр счетчика и проверка надежности различных соединений.
Как рассказал сотрудник одной из управляющих организаций Вольска, при обнаружении поломки подрядчик в зависимости от поломки может устранить неисправность самостоятельно. В этом случае составляется акт, фиксирующий поломку и выполненную работу, и предоставляется в УК и «Вольсктеплоэнерго». Жильцы могут запросить акт и проверить соблюдение сроков выполнения работ. Если же неисправен сам прибор учета, то после получения уведомления о неисправности жильцам необходимо установить новый общедомовой счетчик.
Могут ли УК обнаружить поломку раньше планового осмотра? Это зависит от возможностей управляющей организации и ответственности работников. Так, некоторые УК еженедельно проводят ревизию имущества, проверяют, нет ли утечек, осматривают и счетчик. Нет ревизии — нет и раннего обнаружения неисправности.
Еще один способ обнаружить остановку счетчика сразу — установить «умный» теплосчетчик с удаленной передачей показаний.
Интеллектуальные приборы учета — это счетчики, оснащенные специальными радиомодулями, которые автоматически передают показания по беспроводной сети дальнего радиуса действия. Все поступившие от ПУ данные в автоматическом режиме направляются исполнителю коммунальной услуги; потребитель может отслеживать показания, но их передача для расчетов производится без вмешательства человека со всех приборов учета в установленный день и время.
Такие счетчики есть в Вольске, их обслуживанием занимается балаковская фирма. Кроме того, что показания снимаются автоматически, обслуживающая компания моментально получает сигнал об остановке счетчика. После этого сотрудники связываются с управляющей компанией и просят проверить работоспособность счетчика. Иногда сигнал тревоги приходит из-за прерывания связи, но в случае неисправности будет зафиксировано время поломки и ремонт будет сделан оперативно.
Смотреть подробное обоснование
Нормативные документы: п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
А как же подготовка к отопительному сезону?
Каждый год перед началом отопительного сезона управляющая компания готовит паспорт готовности МКД. Начало отопсезона и срок выдачи паспортов зависит от региона, но Правила оценки готовности объекта к отопительному сезону, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 N 103, устанавливают крайний срок подготовки МКД к зиме для потребителей тепловой энергии не позднее 15 сентября
При подготовке к отопсезону УК и ТСЖ руководствуются при Правилами N 103 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170).
Подготовка включает в себя следующие этапы:
— проведение общего осмотра общего имущества в МКД весной, после окончания отопительного сезона;
— составление акта осмотра и плана работ по результатам осмотра;
— проведение в летнее время работ согласно составленному перечню;
— подготовка документов о готовности к отопительному периоду;
— прохождение проверки готовности жилого фонда к зиме;
— проведение осеннего осмотра общего имущества МКД.
В Вольске управляющие организации начинают получают паспорта уже в августе, в то время как отопсезон начинается в конце сентября — середине октября. Так в 2022 году отопление в учреждениях соцсферы начали подавать 20 сентября, а в жилых домах — 1 октября. Между осмотром счетчика и фактической подачей теплоносителя могло пройти больше полутора месяцев.
Важно соблюдение сроков поверки теплового счетчика на поверку. Срок допуска в эксплуатацию теплосчетчика в доме Ирины, обратившейся в редакцию, истекает в августе 2024 года. Если УК не организует вовремя его поверку, то жильцы вновь получат расчет по нормативам. Проблема может возникнуть и по вине поверяющей организации. Так, летом в некоторых домах Вольска счетчики были отправлены в Саратов, но из-за загруженности поверяющего их вернули лишь к началу отопсезона с заключением о непригодности прибора для дальнейшей эксплуатации. Теперь жильцы оплачивают по нормативу, а весной займутся установкой нового счетчика.
Нормативные документы: Правила оценки готовности объекта к отопительному сезону, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда
Так что же делать?
Конечно, в данной ситуации хочется найти виновного, который компенсирует лишние затраты. Но любое оборудование может внезапно выйти из строя. Некачественные детали, крупинки извести в воде, плохое обслуживание уменьшают срок работоспособности счетчика.
Жителям и управляющим компаниям стоит максимально ответственно подходить к выбору подрядчика. Если вы все же склоняетесь к умышленному повреждению оборудования, то стоит озаботиться дополнительными мерами защиты и контроля — это присутствие представителя жителей при осмотре счетчика и снятии показаний, установка видеонаблюдения, замена обычного счетчика на «умный», отказ от УК и создание ТСЖ с самостоятельным выбором подрядчика по обслуживанию теплосчетчика.
Что касается несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, Правила N 354 относят к нему:
— нарушение целостности прибора учета, наличие механических повреждений, не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, неплотное прилегание стекла индикатора;
— отсутствие и нарушение сохранности контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
— наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
На основании наших запросов в адрес руководителя проштрафившейся УК региональной Госжилинспекцией направлено рекомендательное письмо об усилении контроля за проведением мероприятий по подготовке дома к прохождению осенне-зимнего периода.
Собственники МКД могут потребовать от УК снижения платы за содержание дома, но только если докажут факт некачественного оказания услуг, например, если ремонт счетчика не был выполнен в срок. Заявление об изменении размера платы можно подать письменно или устно в течении 6 месяцев после совершения нарушения.
К заявлению нужно приложить акт, фиксирующий некачественную услугу. Его подписывают не менее чем 2 потребителя и председатель совета многоквартирного дома или товарищества (кооператива). Если кто-то отказывается от подписания акта проверки, то такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Смотреть подробное обоснование
Прислать свой вопрос в рубрику «Уроки ШГП» можно на электронную почту life.volsk@mail.ru, в мессенджеры по тел. 8-927-140-10-50 (только текст) или в соцсетях @volsklife.