Найти тему
Московская газета

От красок для LADA до пороха: новые подробности старых санкций

   От красок для LADA до пороха: новые подробности старых санкций
От красок для LADA до пороха: новые подробности старых санкций

Почему «АвтоВАЗу» не хватает эмалей и чья ещё, кроме автопрома, компонентная база попала под ограничения – в материале «Московской газеты»

«Московская газета» уже писала о проблемах российской лакокрасочной промышленности. Её продукцию потребляет, в частности, и отечественный автопром. Предприятие «АвтоВАЗ» сообщило о нехватке лаков и красок: российским покупателям доступны только машины Lada чёрного, белого и зелёного цвета, палитра может расшириться «не ранее марта», пишут «Ведомости».

Ситуацию разъяснил «Московской газете» источник в лакокрасочной отрасли, пожелавший остаться анонимным.

«АвтоВАЗ» потребляет достаточные эффектные эмали и краски, – отметил источник. – Металлизированные, с перламутровым эффектом и даже монопигментные лакокрасочные материалы для «АвтоВАЗа» – в них всех присутствуют те пигменты, которые мы брали в Европе. Сырьё и компоненты для производства лакокраски попали под санкции, потому что используются и в других целях (это продукция двойного назначения, которая применяется и в оборонной промышленности, пояснил источник, – прим.авт.) – А новое сырьё, которое мы находим в Китае, Индии, Корее, Южной Африке не совсем идентично европейскому, к которому мы привыкли. Не знаю, удастся ли возобновить поставки «АвтоВАЗу» к марту, это займёт время, краски должны пройти испытания на предприятии заказчика. Пока наши главные отчётные поставки идут на «КАМАЗ». Там нет такой большой цветовой гаммы. Правда, материалы для красок там сложные».

Можно ли в связи с этой ситуацией ожидать снижения качества лаков и красок?

«Вы же не будете перекрашивать кузов своей машины каждые полгода. Поэтому мы стараемся этого не допустить, хотя это не просто и требует длительной работы», – сказал представитель отрасли.

Также источник сообщил, что из-за западных санкций оказались перекрыты поставки такого компонента лакокрасочного производства, как коллоксилин.

«Краска состоит, грубо говоря, из пигмента и растворители. А все растворители могут применяться для приготовления взрывчатых веществ, — рассказал «Московской газете» химик Дмитрий Мустафин. — Впрочем, и пигменты могут для этого применяться. Растворители используются при производстве резин, пластмасс, вообще в химпроме, в производстве шин или синтетической обуви, в печатной промышленности. Все эти отрасли, недополучая данные вещества, могут, конечно, испытывать проблемы с качеством продукции».

Коллоксилин – это вещество с большим содержанием кислорода, окислитель, сообщил химик.

«При выделении кислорода может начаться горение или какая-нибудь цепная реакция. Окислители применяются при производстве краски, например, краски для волос», – пояснил эксперт.

Глава Ассоциации «Центрлак» Геннадий Аверьянов в комментарии «Московской газете» затруднился сказать, какие именно компоненты лакокрасочного производства могут применяться в оборонной промышленности, и продемонстрировал своё видение сложившейся с поставками «АвтоВАЗу» красок ситуацией.

«В лакокраске применяется около 4000 наименований сырья, — говорит Геннадий Аверьянов. — Можно, конечно, представить, что вы красите забор в зелёный цвет и красите танк краской, в которой есть такой же пигмент. Но говорить, что пигменты – двойного назначения, не стоит. Есть много добавок. Если говорить о растворителях, то есть, конечно, углеводородные растворители, продукты нефтяного производства, так называемые сольвенты, они применяются в лакокрасочной промышленности для разбавления сырья. Отечественные альвенты — нефрасы технологически устарели, их наша промышленность уже не выпускает. Сольвенты производят на Западе. Но западные заводы во многом принадлежат российским компаниям, например, «Лукойлу», так что, вполне возможно, благодаря «Лукойлу» мы получаем сольвенты из Чехии или Италии, вот такая интересная ситуация. Но дело в том, что последние пакеты санкций запрещают импорт химической продукции в Россию в целом. И действительно наблюдается крен ухода на азиатско-тихоокеанский рынок сырья и параллельный импорт, о котором много говорит министр Мантуров».

Дефицит красок – ситуация, вызванная политикой «АвтоВАЗа», который до ужесточения антироссийских санкций закупал значительные объёмы краски у немецких, американских и словенских компаний, считает Геннадий Аверьянов.

«Когда мы собирались вместе с представителями «АвтоВАЗа» на встрече с предпринимателем, членом Совета Федерации Сулейманом Керимовым, речи о дефиците красок не шло, — заметил представитель отрасли. — Как и во время встреч со специалистами «АвтоВАЗа» на наших лакокрасочных заводах. «АвтоВАЗ» много лет не развивал сотрудничество с российскими лакокрасочными заводами. Это, на мой взгляд, не совсем правильная политика – выпускать российскую машину, а большинство компонентов для неё, в том числе краски, везти из-за рубежа, от американских и немецких компаний. Теперь «АвтоВАЗ» обратился к российским заводам. Но ведь им же теперь надо выпускать материалы по техническим условиям «АвтоВАЗа», которые являются аналогами с зарубежных предприятий и даже не подкреплены российскими ГОСТами. Теперь надо развивать производственные мощности, потому что объёмы на «АвтоВАЗе» достаточно большие. Под потребности «АвтоВАЗа» заводы должны закупить сырьё, а чтобы закупить его в том же Китае, надо предварительно составить хотя бы дорожную карту. Процедур и мероприятий в этом направлении надо реализовать множество. Но, проводя много лет такую политику автопрома, наши предприятия сделали акцент на производстве других материалов. А «АвтоВАЗ» закупал краски для своего конвейера в Италии, Испании, Словении, забывая, например, про ярославские предприятия. И даже при всём этом наши предприятия на сегодняшний день выпускают продукцию для «АвтоВАЗа», но, чтобы закрыть все потребности компании, нужно время. А вот «КАМАЗ», например, нашёл подходы, которые учитывают время, необходимое для реализации закупок лакокрасочного сырья и всех необходимых для этого процедур».

Коллоксилин – это растворённая нитроцеллюлоза, которая применяется для производства нитрокрасок, ответил на вопрос журналиста «Московской газеты» Геннадий Аверьянов.

«Для полиграфических красок коллоксилин применяется безусловно. Лично я не слышал, чтобы его использовали в автопроме», — сказал собеседник издания.

Под действие западных санкций попал широкий список лаков и красок, а также пигменты (включая металлические порошки и чешуйки), диспергированные в неводных средах, в жидком или пастообразном виде, используемые при производстве красок (включая эмали), сообщил «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов.

Коллоксилин применяется в изготовлении лаков для металлических поверхностей в автомобильной и в других отраслях промышленности, сообщает «ЛКМ Портал». Также его используют в электротехнической промышленности для покрытия лобовых частей обмоток, уточняет профильный портал. Коллоксилин предназначен для производства лаков, эмалей, грунтовок, мастик, нитроклея, шпатлевок, целлулоида, сообщает сайт «Тамбовского порохового завода». Как можно понять, коллоксилин применяется и в оборонной промышленности для производства взрывчатых веществ, например, на Казанском пороховом заводе.

Если не брать в учёт оборонку, наверное, об этой отрасли позаботятся, недостаток химсырья, как мы видим, могут испытывать производство лаков, красок, клеев, пластика, автопром, печать, электротехника, стройматериалы, обувь и даже бытовая химия.

Ранее «Московская газета» писала о том, что цены и качество лакокрасочных материалов в России могут измениться.

Читайте также:

Цены и качество лакокрасочных материалов в России могут измениться| Новости общества