Люблю такое чтение. Архаичные верования с минимальными теологическими (жреческими) спекуляциями, читаешь и интуицией чуешь зерно истины. Чрезвычайно интересно, что у угров существует сложная концепция многосоставной «души» человека и такого же многомерного пространства-времени (нижний мир, средний, Верхний — как по вертикали, так и по горизонтали). Очень грубо и упрощённо, у угров человеческая сущность делится на две основные «души», которые в свою очередь тоже делятся на части/состояния — это «душа-дыхание» (lil хант./ lili манс.) и «душа-тень» (is, is-χor хант., манс.). Примечательно, что реинкарнирует (перерождается) только «душа-дыхание», в местной ритуальной иконографии она изображается в образе птицы и прямо связана с Древом Жизни и Богиней-матерью. Душа угров (lil) напоминает египетскую жизненную силу/дыхание «ба», которая тоже изображалась в образе птицы, а тень (is) напоминает египетскую тень «ка» и «шуит». Такая схожесть концепций говорит о том, что религиозные представления большинства народов и племён выросли из общего архаичного Корня-основы. Любопытно также, что, в отличие от индусов, реинкарнирующая «душа» хантов и манси может воплощаться только в людях своего рода, в исключительных случаях в семьях инородцев. В растения или животные могут временно пребывать лишь составные части-частицы «душ». На мой взгляд, такое верование намного логичнее, чем принятое в индуизме или джайнизме. Раз душа эволюционно через долгие страдания и упорные усилия достигла человеческого существования, то она не может в следующем рождении внезапно очутиться в придорожном чертополохе или гусенице, — это же алогично. Просто брахманам для утверждения власти необходимо было истолковать изначально устные религиозные концепции в свою пользу, так, что для индуса нет ничего страшнее низкого перерождения. Таким способом жреческая каста легко манипулировала людьми, воспаляя их глубинные страхи перед жестоким послесмертным наказанием. По мне понимание реинкарнации обских угров в чем-то архаичнее, а значит чище, в нём меньше теологических манипуляций и больше логики и здравого смысла. Ещё это исследование мне напомнило книги Галины Ершовой, ученицы Кнорозова, где она тоже описала похожую концепцию реинкарнации у народов Мезоамерики. Вообще эта концепция должна быть у тех народов, у кого был/есть сильный культ предков, культ рода. Такое верование логично вытекает из подобных культов. Ведь родовая преемственность передавалась не только генетически по кровному родству, но и духовно-нематериальным путём, а происходить это могло только через перерождение предков. Намёки на такое дохристианское верование славян/великороссов есть, например, в книге «Народная Русь» дореволюционного этнографа и фольклориста Аполлона Коринфского.