Найти тему

Камни имени Геракла. Зимние каникулы в Херсонесе

Пока была возможность, нам очень нравилось проводить новогодние каникулы в Крыму. Сначала в Ялте, затем в Коктебеле, и вот пришла очередь Севастополя! Мы на тот момент не были там почти три года и страшно соскучились по белым камням Гераклейского полуострова. В прошлый, кстати, раз мы гостили там в юбилейный для города год (2008), когда Гераклее Таврической или Гераклейскому Херсонесу или же просто Херсонесу исполнилось 2500 лет. В этом же путешествии было много нового: плато Карань, южный форт Балаклавы, мыс Айя, и даже в окрестностях Каламиты нашлись интересные неизвестности. В итоге первые девять дней года оказались плотно насыщены впечатлениями. Но так получилось, что больше всего времени мы провели в Херсонесе. Впрочем, когда-то весь Гераклейский полуостров был сельскохозяйственной округой Херсонеса — хорой, так что даже можно сказать, что мы фактически и не покидали Херсонес Таврический, или как его ещё называл древнегреческий географ и историк Страбон — Малый Херсонес, подразумевая под Большим весь Крымский полуостров.        

Итак, мы отмечаем дома очередной Новый 2011 год и снова едем в Крым, то есть на сей раз всё-таки в Херсонес! Слегка недовыспавшиеся после бурной ночи с друзьями грузим с утра в рюкзак недоеденную снедь с праздничного стола и укладываем недособранные накануне вещи. Начинается новое Приключение! Не заметив пролетевших в посленовогоднем сне километров, просыпаемся уже в Симферополе. За окошком реальная весна. Зелёная трава, рыжие кроны деревьев на свинцово-облачном небе. И солнце сквозь прогалы в тучах. На улице достаточно тепло, чтобы поторчать минут десять на перроне в одной футболке. Совсем не похоже, что здесь может выпасть снег… Готовимся к прибытию в радостном предвкушении.

В Севастополе тепло, пахнет листьями и весной. В новом доме стремительно сооружаем обед из сала, блинов и привезенной пару месяцев назад из Крыма (!) банки растворимой картошки. Быстро собираемся в путь — не терять же драгоценные минуты короткого зимнего светового дня! Совсем рядом, в какой-нибудь паре кварталов — Херсонес… Выпадаем из подъезда в обескураживающую крымскую теплынь. Деревья зелёные, сухой асфальт пахнет пылью и Путешествием. В подвернувшемся в первом же магазине покупаем мороженое. В этом мире всё восхитительно гармонично!

Кроме зимних ботинок…

Калитка у Солнечного пляжа открыта, и на камнях Херсонеса нас встречает солнце. Зелёные холмы, тёмно-синее небо. Длинные тёмные тени. Изумрудное море. Солёный ветер в лицо. Ворота разрушенной стены над обрывом.

-2

У белых камней носятся горластые чайки. Надолго зависаем — уж больно красиво. Потом сползаем вниз, к морю. В лабиринты причудливых каменных форм, ванночек, гротов. Горожане называют это «скалки».

Здесь круглогодично посетители — место тянет! И купаются — круглогодично же. Иззубренный берег, в камнях гудят волны. Здесь можно погрузиться в вечность. Здесь завораживающе красиво и какие-то запредельные, врубелевские краски.

-4

И охристо-белая стена Херсонесских обрывов отрезает нас от внешнего мира. Свинцовое небо длинными черным треугольником прочерчивают бакланы…

-5

С трудом отрываемся от созерцания, взлезаем вверх.

-6

Вау! Вовремя мы вышли к базилике! Посреди синей пасмурности вспыхивает над Херсонесом покинувшее его было солнце. Руины и собор над ними загораются совсем уж волшебными красками — золотой остров над изумрудным морем. Остров Буян! Народ вокруг восторженно всхлипывает. Вот уж подарок так подарок! Те, кому посчастливилось оказаться на вершине холма, зависают рядом, занятые фотографированием в едином порыве. Долго любуемся сказочным зрелищем — пока солнце не начинает наконец тонуть. Зимние дни коротки…

В наползающих сумерках спускаемся к нашей любимой базилике. Здесь по обыкновению людно — но всё же располагаемся на камнях в попытках поймать на матрицы последние крупицы света. Погружаемся в лилово-синие сумерки в компании рыжего кота. У кота пушистый хвост и местная нагловатая морда…

-8

На очистившемся от туч небе загораются звезды. Белым сияет в темноте Владимирский собор.

Уже в полной темноте поднимаемся вверх по лестнице, выходим из заповедника. Идём в ночь знакомой тропкой, мимо ставшего навеки «нашим» дома, где несколько лет назад прошли наши первые недели в Севастополе. Ищем впотьмах тропу через Карантинную бухту, ветки царапают за плечи, а внизу тают во тьме силуэты кораблей… Хлопая глазами от света фонарей, вываливаемся наконец на шоссе. Знакомой каменной лесенкой взбираемся на Шестую бастионную.

-10

Вот и ещё один «наш» поворот. А вот тут мы как-то заблудились ночью — кипарисовая аллея, ах, какая тут висела тогда луна, как было здорово и жутко!.. В магазинчике по пути берём хлеба и колбасы. А жизнь-то налаживается!

Набережная. Сонная какая-то, пустая. Да, здесь вам не Ялта. Новый год, мягко говоря, в глаза не бросается. На Приморском бульваре тоже не шибко людно.

И ёлка на площади не впечатляет — какая-то зажатая и не праздничная. У неё десятка три бабушек-дедушек веселятся под гармошку. Их караулит полиция. Н-да, весело… На проспекте Нахимова, впрочем, народ есть — гуляет. Здесь нарядно и празднично. Проспект дарит нам чудные огонёчки на фонарях, кедры в разноцветных гирляндах… И резиновую сиамскую кошку! Символ года — славный знак! Кошка красивая, голубоглазая и воняет резиной… Платановая аллея, покорившая нас той первой летней севастопольской ночью, хороша и зимой. На платанах покачиваются рыжие колючие шарики — словно миниатюрные новогодние игрушки… Ну вот и всё на сегодня, пожалуй! Нас ждёт наш первый Севастопольский ужин — домашний, с пельменями и сухим Бастардо. А главное, с планами на завтра…

2 января 2011 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...