Друзья, сегодня в нашей регулярной рубрике рассмотрим проект, относящийся к циклу дипломных работ выпускников Московского ВХУТЕМАСа 1920-х годов. Его автора, архитектора Ивана Ильича Леонидова, сам Ле Корбюзье называл человеком, "обладающим абсолютным архитектурным слухом".
Проект Института библиотековедения имени В.И. Ленина на Ленинских горах был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику ошеломляющее впечатление и быстро приобрел мировую известность. Проект Института Ленина облетел профильные издания многих стран и до сих пор продолжает вдохновлять архитекторов.
Черты объемно-пространственной композиции института Леонидова прослеживаются в проекте памятника Колумбу А. Щусева, центральном ансамбле Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года, здании СЭВ в Москве и проекте вычислительного центра в г. Иванове Леонида Павлова, в проекте ратуши в Торонто финского архитектора Вильо Ревела и, наконец, в правительственном центре в г. Бразилиа работы Оскара Нимейера.
Что же представлял собой проект Леонидова?
Согласно пояснительной записке Институт состоял из трех самостоятельных составных групп: библиотеки, аудиторий с планетарием и исследовательских институтов. Леонидов использует простые геометрические формы и располагает их по трем координатным осям.
Вверх уходит вертикальный параллелепипед книгохранилища, горизонтально его уравновешивают корпуса лабораторий и кабинетов для научной работы, расходящиеся в трех направлениях от центра в парковую зону. Ядро композиции - шарообразный объём большой аудитории, поднятый над землей на ажурных металлических конструкциях. Материал: стекло, металл, железобетон.
Тогда необычное конструктивное решение многим показалось совершенно неосуществимым, но Леонидов повторно пересчитал все конструкции, чтобы доказать их реальность. Он опирался на возможности современных строительных материалов и технические достижения тех лет, смело вводил в архитектуру такие элементы как шпренгельные фермы, ранее использовавшиеся лишь в инженерных сооружениях.
Здание в виде шара оторвано от земли, оно стоит на одной шарнирной опорной точке. Таким образом снимаются дополнительные напряжения и опора принимает только вертикальные усилия от шара, остальные передаются на вантовые растяжки.
Изнутри шар делился на сектора подвесными движущимися перегородками, давая возможность варьировать количество аудиторий и их площадь. Штора-экран превращает купол в планетарий — научный оптический театр. Шар также мог служить трибуной для массовых мероприятий - одна его половина открывалась, а стены и места сдвигались в оставшуюся половину.
По задумке автора, стены книгохранилища должны были быть тонкими, чтобы облегчить конструкцию, при этом необходимо было предотвратить опасность продольного изгиба и обеспечить устойчивость к ветровым нагрузкам. Для достижения перечисленных целей Леонидов выводит в средней части параллелепипеда несущую конструкцию — шпренгельные металлические фермы, соединенные растяжками с основанием и верхушкой книгохранилища. В результате, архитектор виртуозно превращает технические элементы в часть художественной композиции.
Примечательно, что почти 100 лет назад Леонидов уже задумал институт механизированным. Предполагалось, что книги будут передаваться из книгохранилища в читальный зал и обратно автоматически по запросу с помощью вертикальной и горизонтальной конвейерных систем. А вот эта цитата из пояснительной записки до сих пор звучит фантастически:
Связь с Москвой осуществлена посредством аэротрамвая с центральным аэродромом подвесной дорогой.
К сожалению этот проект Леонидова не был реализован, но его дипломная работа стала важнейшим культурным явлением не только в творчестве автора, но и во всем авангардистском течении, и мировой архитектуре в целом. Идеи Ивана Ильича опережали время и оказали огромное влияние на творческие поиски многих талантливых архитекторов.
Друзья, у нас есть целая подборка интересных архитектурных проектов, которые могли стать частью Москвы, но по какой-либо причине не были реализованы:
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #архитектура #авангард #москва #иванлеонидов